Какой путь развития наиболее благоприятен для Севастополя? Споры об этом не умолкают уже много лет. При этом противоречия, как правило, возникают при рассмотрении развития военного и туристического путей развития. Однако есть более нейтральная тема, затрагивая которую, большинство экономистов приходят к единому мнению: Севастополь как порт весьма перспективен. И это подтверждают цифры, которые неумолимо доказывают значимость морских грузоперевозок для города-героя.Портовые предприятия не только дают хорошо оплачиваемую работу горожанам, но и являются бюджетообразующими. Разумеется, прежде всего речь идет о крупных субъектах хозяйствования. Ведь порядка 90% от объема переработки всех грузов в торговых и рыбных портах и на промышленных морских причалах в регионе занимает деятельность ЗАО "СК "Авлита", ГП "Севастопольский морской рыбный порт" и ГП "Севастопольский морской торговый порт".
Специалисты констатируют значительный рост морского грузооборота, который наблюдался в городе последние пять лет. Особенно заметен скачок в 2003-2005 годах, который проходил на волне повышенной инвестиционной привлекательности региона. Однако севастопольские порты увеличивают объемы переработки грузов и сейчас. По данным управления статистики города, за восемь месяцев текущего года он вырос на 18,5% и составил 4,9 млн тонн. При этом переработка импортных грузов увеличилась на 76,1%, а экспортных — на 29,8%.
Но радуют не только экономические показатели развития предприятий. Их налоговые отчисления также растут, при этом еще быстрее финансовых успехов. За восемь месяцев этого года в качестве налогов и сборов городские порты перечислили в бюджеты всех уровней 30,6 млн грн при 13 млн грн за аналогичный период прошлого года. Обратите внимание, что при темпе роста объемов переработки грузов 118,5% налоговые поступления увеличились почти в два с половиной раза.
Что касается местной казны, то за те же восемь месяцев она наполнилась благодаря работе портов на 11,3 млн грн. При этом порядка 80% составляют сборы, связанные с численностью работников и уровнем заработной платы на портовых предприятиях. Неудивительно, ведь динамика роста и одного, и другого показателя налицо. И сегодня в этой отрасли заняты 2,5 тысячи горожан, а их средняя заработная плата намного выше общегородского уровня: с 2000 года она увеличилась более чем в 4 раза и сегодня составляет 2,6 тыс. грн.
Безусловно, налоговая служба возлагает большие надежды на развитие портовых предприятий Севастополя. Ведь они способны увеличить отчисления в бюджет в целом более чем в 2 раза, а в местную казну — в 1,7 раза. И, как следствие развития этих предприятий, появляется перспектива привлечения инвестиций и в другие отрасли хозяйствования — судоремонт, туризм, сфера услуг и прочее, т.е. укрепления экономики Севастополя в целом.