Уличные коты не замерзнут. А домашних — хозяева согреют

Оптимисты считают, что бархатный сезон в самом разгаре. Но нет никакой гарантии, что в ближайшие дни не последует понижения температуры воздуха до отметки ниже 8 градусов тепла в течение трех суток кряду. Как известно, такой комбинацией цифр будет ознаменовано начало отопительного сезона в Севастополе. Все ли готово к пуску котельных в рабочий режим?Еще в сентябре по жалобе пенсионеров автор этих строк побывал в Балаклаве и ознакомился с состоянием теплотрасс одного из энергорайонов. Некоторую озабоченность перспективами отопительного сезона жильцов домов по улицам Молодогвардейцев, Коммунаров, 40 лет Октября можно было понять. Магистрали голые, к их ремонту тогда еще никто не приступал. Но впереди оставались целый месяц до 15 октября (контрольный срок для начала отопления) и неопределенный запас теплых дней, в которые термометр не покажет меньше 8 градусов тепла три дня подряд. Прошел месяц. Картина почти прежняя. На трубах появились следы сварочных работ, свежая ржавчина. Железо кто-то пытался латать. Сварочные рубцы простирались на десятки сантиметров вдоль и поперек труб. Некоторые участки заменены. Работа, выходит, проводилась. Но теплоизоляции как не было, так и нет.

Да еще вызрела аварийная ситуация на магистрали вдоль забора завода майолики. Лет 30 назад трассу проложили к жилым многоэтажкам прямо через завод. И с тех пор ее не обслуживали и не ремонтировали. Позже завод отключился от дорогостоящего тепла, но трубы и изоляцию берег от расхищения сборщиками металлолома. Дожди и ветер за это время разрушили опоры. Кронштейны крепления труб вылетели из стен завода, магистраль грозит разрывом, стена — обрушением.

Директор Балаклавского завода майолики Анатолий Зайцев не первый год ведет переписку с теплоэнергетиками, предлагая перенести теплотрассу с территории завода за ее пределы. Как субъект хозяйственной деятельности, он вправе рассчитывать на взаимопонимание с владельцем теплотрассы. Но, кроме скрытых угроз в ответ, дескать, "не трожь трубу!", ничего не получил.

Теперь ситуация в корне изменилась. Угроза аварии стала объективной. Трасса может рухнуть, увлекая за собой стену завода. Да и сама стена на ладан дышит, изгибая трубы. Причинно-следственная связь никого интересовать не будет, если зимой, в студеный мороз, кипяток брызнет. Здание, на которое опирается труба, подлежит срочному демонтажу.

Перспектива повышения тарифов на горячую воду и отопление севастопольцами в целом встречена очень негативно. Не хотят они за свои деньги отапливать небеса, способствуя глобальному потеплению. А энергетики сами не сильно переживают о потерях драгоценных килокалорий: население оплатит, бюджет компенсирует. Часть труб магистрали этого энергорайона действительно закрыта алюминиевой фольгой или рубероидом. Но часть теплотрассы либо осыпается стекловатой и асбестом, либо рыжеет ржавым металлом. Жильцы окрестных домов иллюзий не строят: к зимовке в квартирах готовят валенки и тулупы. Семидесяти-трехлетняя дворник Мария Федоровна говорит, что и прошлой зимой в своей квартирке на пятом этаже не расставалась с шерстяными носками и стеганым халатом поверх толстой кофты. Кстати, долгов за отопление она никогда не имела. Старается жить без долгов, платит исправно и в срок.

А вот кому не придется мерзнуть нынешней зимой, так это уличным котам. У активистов общества защиты бездомных животных нет повода беспокоиться.

Другие статьи этого номера