Будущее России не зависит от санкций. Будущее России зависит от нас В.В. Путин
Севастополь 16o

Лариса ПАШКОВА: «Я не жду от Маши благодарности — она мне ничего не должна»

Наша газета не раз писала о семьях, в которых живут усыновленные дети. Однако усыновление — не единственный шанс оставшимся без родителей детям обрести любящую семью. Еще один вариант — программа «Приемная семья». В этом...

Наша газета не раз писала о семьях, в которых живут усыновленные дети. Однако усыновление — не единственный шанс оставшимся без родителей детям обрести любящую семью. Еще один вариант — программа «Приемная семья». В этом случае малыш живет в семье, но с него не снимается статус ребенка, чьи родители лишены родительских прав. Кроме того, приемной семье регулярно выплачивается пособие на содержание ребенка. Это очень хорошая помощь для семей среднего достатка, которые хотят взять ребенка, подарить ему свои любовь и заботу, но боятся, что «не потянут» финансово. Что такое приемная семья мы решили узнать у Ларисы Пашковой, два года назад ставшей мамой для Маши Герасимовой. Сейчас Маше 11 лет — она улыбчивая, озорная девчушка и, что самое удивительное, внешне похожа на свою приемную маму. А еще два года назад… Но не будем забегать вперед, пусть обо всем расскажет Лариса Пашкова.

— Лариса Юрьевна, что подвигло вас пойти на такой смелый шаг — взять приемного, абсолютно чужого ребенка?

— Я человек верующий и знала, что Бог мне поможет. Когда много лет назад я осталась одна с двумя маленькими, 7 и 8 лет, детьми на руках, мне действительно было очень тяжело. Мне помогали люди, и я поняла, что раз Бог дал детей, значит, даст все, чтобы поставить их на ноги, главное — не отчаиваться и не опускать руки. Кроме того, у каждого из нас внутри есть желание или даже программа реализации себя в этом мире. Для меня главное в жизни — дети. Обе мои дочери — Галина и Полина — замечательные девочки. Обе окончили школу с золотыми медалями, я постаралась дать им все что только могла. Оставшись одна, я полностью посвятила себя своим девочкам. Три года я не работала, водила их в школу, изостудию, музыкалку. Потом я, конечно, вышла на работу, получила второе высшее образование, но только после того, как сделала все, чтобы мои девочки росли всесторонне развитыми. В результате мои дочери сейчас студентки, учатся на бюджетных отделениях: одна — в Киеве, вторая — в Севастополе, получают повышенную стипендию. Девчонки сами себя обеспечивают: кроме стипендии, еще и подрабатывают. Я понимала, что мои дети выросли, но я могу сделать еще что-то полезное, кому-то помочь. Я еще полна сил. Думаю, мой поступок положительно сказался и на моих старших девочках — вместо того чтобы опекать их и лезть в их уже взрослую и самостоятельную жизнь, я занимаюсь Машенькой.

Я давно задумывалась о том, чтобы взять ребенка, толчком же послужила программа "Приемная семья". На собственном опыте я знаю, как одной, без мужа вырастить ребенка, поставить его на ноги. Когда же узнала о программе — сразу обратилась в городские социальные службы, где прошла подготовку, и стала ждать.

— А как у вас появилась именно Маша?

— После обучения и сбора всех необходимых документов начались поиски ребенка. Я хотела двух девочек, потому что знала, как их воспитывать на опыте собственных дочерей. В моем Гагаринском районе мне предложили мальчиков. Но я отказалась: что с ними делать, как воспитывать, строить взаимоотношения, я не знала. Поэтому обратилась к городской базе данных. А потом… я как первый раз Машу увидела, так и вижу по сей день. Мне позвонили, я подъехала в администрацию, Машу вывели и сказали: "Можете ехать домой". Мы и поехали.

— Тяжело одной воспитывать ребенка, тем более уже немаленького?

— Нет, у меня же есть опыт. Тяжело мне было, когда мы с моими дочерьми остались одни. Тогда одна моя зарплата, на которую нам втроем надо было жить, была меньше, чем пособие, которое полагается на Машу. Тем более я рада, что и мои родные дети не будут эгоистами.

Конечно, мне снова пришлось на время оставить работу (когда я взяла Машеньку, у нее был диагноз "умственная отсталость"). Пришлось много с ней заниматься, к нам домой приходил психолог. В первый год Машеньку порекомендовали устроить в специнтернат для детей с замедленным психическим развитием. Я согласилась, потом узнала, что там дети живут всю неделю и только на выходные ездят домой. Но директор пошел мне навстречу: я каждый день после занятий забирала дочку, чтобы по вечерам делать с ней уроки, заниматься, чтобы она не чувствовала себя брошенной. Конечно, сложности были. Во-первых, интернат далеко от дома. Во-вторых, обучение Маши было экзаменом и для меня. Старшие-то дочери были отличницами, все схватывали на лету, а с Машей надо было многим заниматься. Мы выучили таблицу умножения, а 1+1 она сложить не могла. Поэтому мы за лето решили шесть тысяч примеров на сложение и вычитание чисел до 100. Брали не качеством, а количеством. Была у Машуни и недоразвита речь. Она не знала, как некоторые предметы называются. Поэтому мы с ней старались много читать. Пришлось всерьез заняться и расширением кругозора дочери. Ездили в Судак, Алупку, Ялту, Киев, Москву и Санкт-Петербург. Наша с Машуней работа не прошла даром — в этом учебном году она пошла уже в обычную школу. Так, за год мы сняли поставленный ей ранее диагноз. Причем дочка, вот, посмотрите дневник, не двоечница. Она нормально успевает по математике. Последние контрольные у нее — 8-9 баллов. Это лучше, чем у многих деток в классе. Тяжело пока с украинским и английским языками. И я ей помочь не могу — в школе немецкий учила. Иногда дочь с ней занимается, когда у нее время есть.

— Сейчас, увидев вас с Машей на улице, ни за что бы не догадалась, что она не родная ваша дочь, а ребенок с тяжелым прошлым. Маша с самого начала была такой открытой и улыбчивой?

— Нет. Первые дни она, наверное, изображала бурную радость. А где-то через неделю, когда к нам пришли гости, мы столкнулись с проблемой. Она не хотела надевать нарядное платье — ей было комфортнее в какой-то заношенной футболке. Это сейчас она полностью освоилась в своем гардеробе, каждый день с удовольствием выбирает, что ей надеть. Не обошлось и без "традиционных прелестей". Когда приезжали родственники — шарила по сумкам, еду носила из холодильника и прятала под подушку. Обманывала. Как-то в интернате украла воздушные шарики и других детей на кражу подбила. А ведь я тогда, обучая ее счету, за каждый день, когда ее хвалят учителя, давала по гривне. Чтобы, с одной стороны, дочь считать научилась, а с другой — имела возможность купить себе какие-то мелочи — жвачку, конфетку или булочку, чтобы не чувствовала себя полностью зависимой от меня и ущербной. Узнав о краже, сказала ей, что стоимость украденного дочь должна отработать. Так Машуня всю неделю вела себя идеально, старалась, отрабатывала. Мы купили эти шарики и отдали воспитательнице. Больше у нее желания воровать не возникало, она поняла, что несет ответственность за свои поступки.

— Как долго Машенька вливалась в семью?

— Этот процесс и сегодня, спустя два года, не завершен. Ей слишком многое пришлось в себе менять, поскольку полностью изменились условия жизни. В детском доме у детей потребительское отношение к окружающим: я — сирота, вы все мне должны. У детей из детского дома есть все для жизни: одежда, еда, крыша над головой. А вот любви, заботы, внимания у них нет. До детского дома у Маши вообще страшная жизнь была. У ее мамы, которая уже умерла, было семеро детей от разных мужчин, она сильно пила. Мать отправляла ее побираться. Маша выпрашивала деньги, продукты, приносила их маме. А та выпьет — и выгоняет девочку на улицу — на скамейках у рынка или вокзала ночевать. Но это прошлая жизнь. Мы с ней теперь говорим, что это все прошлое — оно умерло. Для нас — настоящее и будущее.

Знаете, я очень рада, что вчера на уроке украинского языка у Маши было задание расставить самостоятельно приоритеты в жизни. Маша на первое место поставила дружную семью, а деньги — на последнее.

Но, безусловно, приходится обучать ее элементарным, на наш взгляд, вещам. Когда только дочка у нас появилась, я попросила ее порезать яйца для салата. Она разрезала их пополам — и все, что делать дальше, Маша не знала. Поэтому теперь она много времени проводит со мной на кухне: я готовлю и рассказываю, что именно и для чего я делаю. Научилась Машуня и стирать, умеет и дырку зашить.

— У вас две взрослые дочери. Как они восприняли новость о том, что мама хочет взять ребенка из детского дома?

— Мою идею они одобрили, поддержали меня. А вот когда Маша появилась у нас, небольшие обиды были. Но это естественно даже для родных сестер. Знаете, забавно наблюдать, когда взрослая 20-летняя дочь выясняет отношения с младшей на уровне Маши, а потом обе ко мне прибегают: "Ты ей чего-нибудь больше дала, чем мне". Но это такие мелочи. Обе дочери полюбили Машку, признали своей младшей сестренкой. Недавно у Машуни день рождения был — в половине седьмого утра звонок в дверь. На пороге Полина с букетом цветов — приехала из Киева на два дня, чтобы поздравить сестренку. Испекла ей торт, помогла стол праздничный накрыть. А Галя старается с Машей музыкой заниматься — для общего развития. Гаммы разучивают, самые простые мелодии играют. Кроме того, Галя с Машуней в одной комнате живут. Для Маши же внимание и любовь старших девочек очень важны.

— Как сложились отношения между Машей и ее одноклас-сниками в новой школе? Дети иногда бывают жестоки…

— Когда мы готовились пойти в обычную школу, Маша очень переживала. Я поняла, что для нее было очень важно, чтобы дети приняли ее. Мы с самого начала рассказали, что Маша — приемная дочь, раньше жила в детском доме, чтобы изначально честно отношения строить, не плодить ненужных тайн и секретов. А дочери я с самого начала сказала, чтобы бедную и несчастную из себя не строила. Тем более что в ее классе учатся дети, которых действительно стоит пожалеть, — сироты при живых родителях. Сейчас она дружит со всеми, но закадычной подруги пока нет. Дети любят ее — Маша открытая и доброжелательная девочка.

Она и сама мне потом рассказала, что очень боялась, примут ли ее одноклассники, захотят ли дружить. А когда поняла, что ее признали, — просто летала и светилась от счастья.

— Последний вопрос, который планировала вам задать: не жалеете ли о том, что Маша стала членом вашей семьи? Если бы можно было вернуться в прошлое — поступили бы вы так же? Но вижу, что он неактуален…

— Конечно не жалею. Знаете, мы поставили себе цель — окончить школу с золотой медалью. Вы можете считать, что рано еще об это рассуждать: Машуня-то еще только в 4-м классе. Но в ситуации с ней важно, во-первых, чтобы дочь видела цель перед собой, а во-вторых, чтобы верила в себя. И у нее, окрыленной своими успехами, эта вера уже появилась. Заниженная самооценка порождает лень. А нам лениться некогда. Мы ставим цели и достигаем их. Хотели в Питер — съездили. Сейчас наша с Машуней мечта — поехать в Париж. И тут она мне на днях говорит: "Знаешь, почему мы в Париж еще не едем? Потому что я еще есть аккуратно не научилась — ножом и вилкой. В Париже так нельзя, там кушать красиво надо". Мне это так понравилось: она сама решила, чего ей нужно добиться, сама заинтересовала себя, придумала стимул.

Поймите, для нас каждая, пусть самая маленькая победа — огромная радость. Маша с утра, когда молится, просит достижений для себя. Она для меня — Божья благодать. Я не жду от нее благодарности. Она мне ничего не должна. Я просто хочу сделать все, чтобы Маша выросла благополучным, образованным и успешным человеком. Это мой главный мотив и награда, которую я получу.

— Спасибо за беседу. Побед вам и достижения всего задуманного!

___________________

Признаюсь честно, еще долго после общения с Ларисой Юрьевной и Машуней я находилась под впечатлением от этой семьи. Почему-то ни капли сомнений не возникло, что все у этих очаровательных мамы и дочки получится: и поездка в Париж, и золотая медаль. Их ждет впереди много побед, а мы будем держать за них кулаки.

Губернатор Севастополя Михаил Развожаев сообщил, что власти города реконструируют улицу Капитанскую в рамках создания парка Музейно-мемориального комплекса «Защитникам Севастополя 1941 – 1942 годов» на мысе Хрустальном. На работы потратят 2 млрд рублей. «При строительстве...

И.о. директора департамента образования и науки Севастополя Лариса Сулима в ходе аппаратного совещания доложила, что межведомственная комиссия проверила готовность образовательных учреждений ко Дню знаний. По ее словам, межведомственная комиссия работала в период с 1...

В тг-каналах вызвал особый резонанс видеоролик, в котором сотрудница игровой комнаты в ТЦ «Муссон» не пустила 9-летнюю девочку с аутизмом в игровую комнату. По ее словам, данная мера принята в целях безопасности девочки и...

Губернатор Севастополя в своем тг-канале поздравил севастопольцев с Днём Государственного флага Российской Федерации. «…Наш флаг — один из важнейших символов Российской государственности. Сейчас, когда русофобия в западном мире зашкаливает, наш триколор — это ещё...

В финал регионального этапа главного педагогического конкурса «Учитель года России» 2022 года вышло 86 участников. В том числе финалисткой стала учитель «ШКОЛЫ ЭКОТЕХ+» Наталья Караулова. Она педагог с 8-летним стажем. Преподаёт английский и немецкий...

По поручению губернатора Севастополя Михаила Развожаева в городе ведётся замена газового оборудования ветеранам Великой Отечественной войны. Работы выполняются в рамках оказания дополнительных мер соцподдержки ветеранов Великой Отечественной войны.  Замена оборудования ведётся за счет средств...

Все новости рубрики АРХИВ