Работа на результат

В минувшую пятницу, 7 ноября, Киев проводил очередное селекторное совещание с руководителями регионов страны. На нем речь шла о начале отопительного сезона и о финансовом обеспечении поставок энергоносителей, прежде всего природного газа.

ОБ ОТОПИТЕЛЬНОМ СЕЗОНЕ

— Обстоятельства сложились таким образом, что лично я не участвовал в совещании, — сказал в беседе с корреспондентом "Славы Севастополя+" председатель городской государственной администрации Сергей Куницын. — Но обстановка у нас по очень важному направлению нашей деятельности, которое обсуждалось на этом совещании, складывается благоприятная. В числе шести регионов Украины из 27 Севастополь не имел долгов перед газовщиками по состоянию на 1 января текущего года. Благодаря этому после проведенных взаимозачетов к 1 ноября 2008 года мы подошли с нулевым балансом, то есть опять-таки без долгов. Первую представившуюся возможность мы использовали для проплаты наперед 15 миллионов гривен. На закупки газа имеем еще 15-17 миллионов гривен в резерве. Минимум на полтора месяца мы защищены от любых неожиданностей. Впервые за 5-6 лет, думаю, и больше этого срока город входит в зиму без долгов, в полной технической готовности.

Сегодня у нас нет таких проблемных микрорайонов, какими были еще со времен царя Гороха поселок Бельбек, дома на Крепостном шоссе и некоторые другие. У нас все котельные в работе, во все дома налажена подача горячей воды. Не обошлось без сбоев. В первый день в число неблагополучных включили две сотни домов, затем — 80, но и эту цифру сократили до 20. После того как слесари энергично побегали, чтобы устранить течи, мелкие поломки, обстановку оздоровили повсеместно. И Господу Богу надо поклониться за то, что в Крыму и Севастополе мы в течение октября и даже в первых числах ноября купались в тепле бабьего лета. А дальше главное — чтобы в трубе был газ и оставалась более-менее стабильной цена на него.

— А еще, чтобы в Симферополе у задвижки не объявился Куницын II и не перекрывал газовую магистраль, проложенную на Севастополь.

— Никогда Куницын не перекрывал отпущенный Севастополю газ. Помнится, в кульминационные моменты на полуострове мне, как премьер-министру автономии, звонил глава исполнительной ветви власти Севастополя, в то время это был Леонид Михайлович Жунько. Я всегда последним по-братски делился с Севастополем. Неоднократно звонил в "Черноморнефтегаз", чтобы выручить соседа.

ОБ ЭКОНОМИЧЕСКОМ КРИЗИСЕ

— Вне сомнения, тема организации отопительного сезона чрезвычайно важна. Однако мы ее затронули скорее потому, что сегодня проводилось всеукраинское селекторное совещание. Но с просьбой об интервью мы обратились к вам в связи с разразившимся в мире экономическим кризисом. Как он уже сказался на положении дел в Украине, Севастополе?

— Уже появились серьезные проблемы в области банковского кредитования. Вам известно, что банки ограничили выдачу кредитных ресурсов. Тревогу добавляют события, развернувшиеся вокруг "Проминвестбанка". Наиболее острые кризисные явления охватили Донецк, Луганск, Днепропетровск, другие крупные промышленные центры. Если говорить об отраслях народного хозяйства, то первыми пострадали металлургическая, коксохимическая промышленность. В этом можно убедиться, побывав в портах Севастополя, где в огромных количествах скопился металл. Потребители за морями пока потеряли к нему интерес. Совсем недавно балаклавские горняки не успевали удовлетворять все заявки. Мне приходилось даже заступаться за расположенный в Присивашье содовый завод. Нынче кривая отгрузки продукции Балаклавского рудоуправления пошла вниз. О чем это говорит? Отчасти о том, что остановился строительный комплекс. Он работает лишь тогда, когда экономика функционирует стабильно, когда имеются кредитные ресурсы. Похоже, не лучшие времена наступили на рынке недвижимости, упал спрос на транспортные средства, товары длительного пользования. Сократились запасы денег и у государства, и в карманах граждан.

— Грозят ли севастопольцам долги по выплатам заработной платы и пенсии?

— Совсем недавно в Севастополе была самая низкая задолженность по выплате зарплаты работникам во внебюджетной сфере — всего в пределах 500 тысяч гривен. Мы приближались к тому, чтобы целиком рассчитаться с людьми. Но в течение последних трех недель долг начал не снижаться, а расти и приблизился к двум миллионам гривен. В списке предприятий-должников появились новые названия. Решусь на прогноз: таких предприятий будет больше и в стране, и в городе. С кризисом в экономике за день не сладить. Как хроническая болезнь, он требует длительного квалифицированного лечения.

О ТОМ, КАК ПРЕОДОЛЕТЬ ТРУДНОСТИ

— Есть ли шансы у таких городов, как Севастополь, минимизировать вполне реальный урон от выпавших на всех нас серьезных испытаний?

— Экономику города надежно защитил бы режим свободной экономической зоны. Я вплотную занялся ее созданием. Президентом Украины Виктором Андреевичем Ющенко эта идея поддержана. Потребуется еще согласие Кабмина, Верховной Рады, местных органов власти — исполнительных и представительных. Сейчас мы нарабатываем очень большой блок необходимой документации. Это огромный труд. В Красноперекопске мне уже приходилось создавать первую в Украине Северо-Крымскую свободную экономическую зону "Сиваш". Она успешно отработала в течение ряда лет, на которые пришлись такие же, если не еще сложнее, чем сейчас, испытания. Но нам в режиме работы свободной экономической зоны удалось сохранить и заводы, и города. Дело верное и стоящее. Мы видим, что занятость наших людей на флотах сохраняет устойчивую тенденцию к сокращению. Некоторые крупные севастопольские предприятия, главным образом военно-промышленного комплекса, остановились еще раньше. Добившись введения в Севастополе налоговых льгот, мы привлечем инвестиции на строительство новых предприятий, где будут созданы сотни, тысячи новых рабочих мест.

— Если будет попутный ветер, то когда, предположительно, может быть оформлена свободная экономическая зона?

— Через полгода.

— Уповать на попутный ветер в столице и на месте рискованно. Возможны и шторма. Встающие сложные задачи необходимо решать немедленно. Если снова обратиться к медицинской терминологии, то экономику надо приводить в чувство по "скорой". Ваш донецкий коллега выдвинул предложение переучивать металлургов на шахтеров… Трудно представить, как это можно реализовать, ведь массу металлургов вот так сразу не вооружишь новыми знаниями. Да и зачем уголь, если доменные печи остыли? Тем не менее…

— В парке Победы Банковская академия строит институт. Деньги в Национальном банке Украины водятся. Предстоит освоить 400 миллионов гривен, чтобы к 1 сентября будущего года, как намечено, ввести в строй учебный корпус и общежития. На объекте заняты сотни людей. Я предложил руководителям стройки не возить из Сум, где расположена академия, рабочих массовых профессий. Ведь они есть в Севастополе. Обещали подумать. Мы сами не намерены сворачивать строительные программы за счет бюджетных средств. Не отложим на потом ни улицу Котовского, ни стадион "Горняк" в Балаклаве, ни другие объекты. А ведь это рабочие места.

— Реакции на сложные вызовы времени могут быть различными…

— Сегодня я подписал документ с перечнем мер по противостоянию кризису. Он направлен в городской совет. В нем, в частности, в рамках наших полномочий предлагается в расходах бюджетных денег, как говорится, ужаться на 10 процентов. Это касается всех бюджетных организаций. Рекомендуется не заполнять имеющиеся вакансии, до минимума ограничить расходы на командировки, на транспорт, предпринять все меры по сохранению рабочих мест на севастопольских предприятиях, недопущению нарушений в социальной сфере. Для этого на коллегии СГГА было принято решение создать постоянно действующую антикризисную рабочую группу. В ее составе представители администрации, горсовета, ГНА, правоохранительных органов, Пенсионного фонда, инспекции по контролю за ценами, профсоюзов, совета работодателей. Преодолевать кризис надо сообща. Так что, думаю, если не смогли предотвратить, то сможем предупредить и сгладить его последствия.

— Обнародованы факты, когда на общей беде кое-кто в стране пытается нажиться. Ведь сказано: "Кому война, а кому мать родна".

— К сожалению, так было всегда. Недавно правительству удалось унять непомерные аппетиты нефтетрейдеров.

— Была еще история с аптеками.

— Мы, опять же в строгих рамках своих полномочий, стараемся контролировать в Севастополе ситуацию. Побуждаем комитет по защите прав потребителей, инспекцию по ценам, другие контролирующие организации не допускать, чтобы отдельные товарищи, которые для нас вовсе не товарищи, обращались, как говорилось при советской власти, к спекулятивному повышению цен, не решали свои вопросы на беде людей.

О ПОЛИТИЧЕСКОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ

— Мы можем привести впечатляющие примеры, к сожалению, не наши, когда политические силы-оппоненты, по крайней мере на время, откладывают в сторону свои разногласия с тем, чтобы совместно, объединив свои усилия, противостоять навалившемуся экономическому кризису. Вот если бы и в Севастополе поступить таким же образом…

— …то, поверьте, можно было бы горы свернуть. Два с половиной года, в течение которых я возглавляю в городе-герое Севастополе исполнительный орган власти, тарифы стали средством политического шантажа. Понятно, что тот, кто их повышает, — негодяй, а тот, кто их держит на привязи, — хороший. Мы предлагали городскому совету делегировать городской государственной администрации полномочия устанавливать тарифы на коммунальные услуги. Перефразирую на нашем бытовом уровне известные слова Столыпина: нам необходимы не рейтинги перед возможными внеочередными выборами, а спасенное коммунальное хозяйство. Спасенное в интересах всего населения города. Но в городском совете есть влиятельные люди, которые с популистских позиций защищают интересы того же населения. Но как? В таком немалом по масштабам Украины городе, как Севастополь, насчитывается всего 385 семей, которым начисляют субсидии. Остальным желающим отказывают из-за существующих низких тарифов на коммунальные услуги. В случае увеличения тарифов значительная часть горожан получит из госбюджета соответствующую компенсацию. Выходит, горсовет защищает не малоимущих (им положена защита государства), а состоятельных граждан. Пока мы держимся за счет выручки от продажи права аренды земли. Но Кабмин наложил табу на земельные аукционы. Мы ищем варианты, но даже спрос на землю упал, в чем мы тоже видим проявление переживаемого нами экономического кризиса. В Киеве популисты тоже играли с тарифами. Что из этого вышло, хорошо видно тем, кто следит за событиями, развернувшимися вокруг столичного метро, — цены за проезд поднялись в 4 раза.

— Многие помнят первый День города, в котором вы участвовали не как гость, а в качестве председателя городской государственной администрации. Вместе с председателем городского совета Валерием Саратовым вы подошли к журналистам, чтобы поделиться планами дружной совместной работы…

— Я и в этом году на праздновании 225-го дня рождения города ходил по улицам вместе с Валерием Владимировичем.

— По занимаемым местам во власти вы оба обречены вовсе не на идиллию, в которой как раз не заинтересовано общество, а на соперничество, противостояние, но не до такой степени.

— Никогда не воевал с городским советом и воевать не настроен. Мы с Леонидом Грачом выясняли отношения три года. Леонид Иванович — председатель Верховного Совета Крыма. Я — премьер-министр. Довыяснялись до того, что оба ушли. А потом уже с Дейчем работали вместе. Он во главе парламента, я вновь возглавлял правительство автономии. Снова три года. Все говорят, что они были самыми стабильными, самыми благоприятными для Крыма в новейшей истории Украины. И как мы работали с Дейчем? За два-три дня до сессии Верховного Совета собирали вместе и правительство, и депутатов, чтобы предварительно обсудить предложенные в повестку дня вопросы. По отдельным из них разгорались споры, да такие, что перья летели с той и с другой стороны. Проблемы, по которым не удавалось выработать согласованную позицию, исключались из повестки дня — для дополнительной проработки. Придя сюда, я предложил Валерию Владимировичу Саратову эту модель. Предлагались совместные выезды в районы для проведения совещаний. Председатель горсовета меня услышал, но не до конца. Им практикуются подобные мероприятия, но на них ни разу не приглашались представители городской и районных государственных администраций. Ни разу. Скажите еще, о чем могут свидетельствовать вынужденная отставка Дмитрия Белика с поста, без преувеличения, наиболее значимой постоянной комиссии горсовета и исключение его из Партии регионов?

— Взгляд дилетанта со стороны: вокруг чего можно конфликтовать? Ведь у горсовета свой круг полномочий, у городской государственной администрации — свой.

— Городская государственная администрация никогда не посягала на полномочия представительной ветви власти и не требовала их себе больше, чем определено директивными документами. Руководители же горсовета постоянно требуют: дай, дай, дай… При В.М. Пархоменко и В.М. Борисове аппарат горсовета насчитывал 26 человек, сейчас при В.В. Саратове — 126. В Киеве речь ведут о сокращении административно-управленческого аппарата в связи с экономическим кризисом; у нас, в Севастополе, на очередной сессии (ходят слухи) собираются еще увеличить аппарат горсовета. На одного депутата выйдет по два аппаратчика. Я избрал для себя совершенно определенную тактику поведения. Меня мало интересует, что сегодня эти люди говорят и делают. Говорю не обо всех депутатах, а о политической верхушке, о тех, кто пытается нас дискредитировать, отправить в отставку.

По принципиальным вопросам суд все расставил на свои места. Он, в частности, сказал, что городская государственная администрация Севастополя неподконтрольна городскому совету. Не городской совет назначал городскую государственную администрацию — не городскому совету давать оценку деятельности городской госадминистрации. Совершенно очевидно, что последний всплеск на той стороне улицы Ленина продиктован возможными досрочными выборами. Рейтинг Партии регионов падает, рейтинг коммунистов тоже у нас не растет. Что надо в этом случае на пороге выборов? То же, что и до сих пор: русский язык — второй государственный, НАТО — нет… Очень хорошо. Но всем видно, что за этим ровным счетом ничего не происходит. Люди замечают иное: обновленный Приморский бульвар, отремонтированные дороги, ощущают тепло в квартирах, выросший в 2,5 раза бюджет, реализацию рассчитанной на десятилетие программы развития города, то есть конкретные дела городской государственной администрации. Против нас созывались различные вече. Никто на них не пришел. Народ не обманешь.

— Какие наметившиеся в стране и обществе тенденции у вас вызывают беспокойство?

— Тревожит перспектива дефицита бюджетных ресурсов. Все еще задаешься вопросом: будут ли досрочные выборы в верхних эшелонах государственной власти или нет? Беспокоит не выясненная до конца перспектива в энергетической отрасли. Вот я сказал, что проплатили наперед за газ 15 миллионов гривен и что имеем в резерве 15-17 миллионов гривен. А что если за тысячу кубических метров будет установлена цена, скажем, 400 долларов и выше? Где брать дополнительные ресурсы на покупку природного топлива?

Каким будет бюджет следующего года? Тоже пока говорить трудно. Но уверяю вас, основные программы мы сворачивать не собираемся. Все то, что наметили, — выполним: и стадион "Горняк" построим, и спуск Котовского в этом году сдадим, и еще многое другое. Ведь не по словам, а по делам народ оценивает власть.

Другие статьи этого номера