Покупай, но проверяй

Кто же из нас не хочет покупать качественный товар или получать качественно оказываемые услуги? Такие вряд ли найдутся, потому что мы, в свою очередь, за это платим. Обидно, вернувшись из магазина, обнаружить не первой свежести мясо, прокисшее молоко или колбасу, от которой воротит нос даже домашний любимец.

УЧИШЬ ИХ, УЧИШЬ…

Увы, результаты работы управления по делам защиты прав потребителей в городе-герое Севастополе за 2008 год показывают, что количество нарушений в этой сфере растет. Как и число жалоб, что, в свою очередь, является хоть и печальным, но в то же время обнадеживающим фактом. Значит, все меньше наш потребитель согласен быть жертвой подлога или обмана. Из 2350 обращений, поступивших в управление по делам защиты прав потребителей в минувшем году, 1892 были рассмотрены в пользу обратившихся.

Всего в соответствии с результатами государственного контроля по соблюдению законодательства Украины "О защите прав потребителей" в 831 предприятии (что составляет 97 процентов от общего числа проверенных) выявлено и предупреждено 9484 нарушения. Здесь и откровенный обман, и несоблюдение нормативных документов, и необоснованные отказы и нарушения срока выполнения заказов или условий договоров. Всего было проверено качество товаров, работ и услуг на сумму 7133,8 тысячи грн, из которых забраковано и снято с реализации товаров (работ и услуг) на сумму 1820,9 тысячи грн.

Одно из наиболее многочисленных нарушений — упорное нежелание субъектов хозяйственной деятельности предоставлять вниманию потребителя полный объем информации, в том числе на государственном языке. В результате лицензии, сертификаты, копии торговых патентов, гарантийные обязательства, цены и тарифы по-прежнему во многих случаях остаются тайной за семью печатями, как и номера телефонов, фамилии руководителей торговых объектов и их работников. Не выполняются сроки заказов, что является грубым нарушением потребительских прав. Административно-хозяйственные санкции, применяемые в таких случаях к каждому предприятию, в минувшем году достигали трех-четырех тысяч гривен. А, например, руководству ПП "Нитис", "гарантировавшему" своим клиентам качественное и своевременное изготовление мебели по индивидуальным заказам, по жалобе потребителя и соответствующей проверке, помимо штрафных санкций, пришлось отвечать перед правоохранительными органами.

Качество и безопасность — это понятия родственные в некоторой степени. За нарушения этих норм в прошлом году было наложено экономических санкций на сумму 305 тысяч гривен. Актуальным остается контроль за качеством мяса и мясопродуктов. Как показывают проверки, работы в этом направлении — непочатый край. Из 64 субъектов ведения хозяйства, которые реализуют мясо и мясопродукты, в 50 обнаружены нарушения. Товар, не соответствующий нормативной документации по органолептическим показателям, а чаще всего с истекшим сроком годности, специалисты управления по защите прав потребителей выявляли как в городских супермаркетах, так и в небольших мясных павильонах.

И ДО РЕКЛАМЫ ДОБРАЛИСЬ

Известная поговорка "Обещать — не значит жениться" по своему смыслу очень подходит под квалификацию действий отечественной рекламы. Но вот первые признаки того, что за свои обещания приходится-таки отвечать. При проверке рекламоносителей, обещающих скидки, ювелирного магазина "Адмирал", ювелирного салона "Жемчужина", а также в торговом центре "Муссон" и в некоторых других торговых объектах города отсутствовала информация о начале и окончании уценки на продукцию, что является нарушением рекламного законодательства, в частности п. 5 ст. 8 закона Украины "О рекламе". В ходе проверок были выявлены рекламоносители, установленные без соответствующего разрешения. Только на одной улице Генерала Петрова таких выявлено три. Одновременно проводились проверки по соблюдению требований рекламного законодательства в печатных изданиях. К четырем субъектам хозяйственной деятельности в связи с тем, что информация о стоимости распространенной рекламы, ее изготовлении и распространении представлена не была, применены административно-хозяйственные санкции в размере 100 необлагаемых минимальных доходов. Материалы переданы в суд с целью корректировки рекламы или ее запрещения и необходимости выплаты штрафа в государственный бюджет.

"ВЕРНИТЕ МНЕ ДЕНЬГИ, ПОЖАЛУЙСТА!"

Эта фраза выведет из себя практически любого товар продающего. И вместо приветливой улыбки на лице есть шансы увидеть почти звериный оскал. Однако если к делу подойти при поддержке закона, то ничего особенного в такой ситуации, в общем-то, нет.

Так, в управление по защите прав потребителей поступило заявление от гражданина К. на качество ноутбука. По данному факту была проведена проверка магазина "Таир", в результате которой установлено превышение сроков гарантийного ремонта на месяц. Денежные средства в размере 6235 гривен были потребителю возвращены. Отказ в удовлетворении прав потребителя был установлен в магазине "Мобимакс". Относительно владельца этого частного предприятия вынесены штрафные санкции в размере 10-кратной стоимости мобильного телефона — 6300 гривен. Это всего лишь несколько случаев, приведенных в качестве примера, свидетельствующих о том, что и в наше время найти справедливость возможно. Главное, чтобы было желание поискать.

ДАЕШЬ КАЧЕСТВО ТОРГОВЛИ!

Отчет управления по делам защиты прав потребителей в Севастополе за 2008 год — это полтора десятка листов, содержащих сжатую, лаконичную информацию, охватывающую практически все сферы торговли и производственных процессов. Всего не пересказать: здесь результаты проверок швейных изделий, детских игрушек, офтальмологической продукции, пиротехнических изделий, бытовой техники и многочисленных услуг, оказываемых самыми разными предприятиями. Напрашивается не отличающийся новизной вывод: нам еще так далеко до совершенства. А значит, есть шансы для роста.

Другие статьи этого номера