Немое кино. Как много им сказано!

9 августа в Ялте стартует XXII Международный кинофестиваль "Дни Ханжонкова в Украине и России". Программа его, как всегда, обещает быть насыщенной и интересной. И не только для специалистов, но и для всех, без исключения, любителей и ценителей отечественного кино.

КИНО. ОТ КРИЗИСА К ПРИМИРЕНИЮ

В августе 1919 года с подписанием декрета о национализации частной кино- и фотопромышленности отечественный кинематограф был разделен (как это в те годы бывало в подавляющем числе случаев) на современный и бывший. Понятно, что новая власть повесила на раннюю кинокультуру (причем на долгие годы) позорный ярлык "отсталой и политически незрелой".

Прошло время. А оно, как известно, лучше всего расставляет все по своим местам. Уже больше двух десятилетий известный социокультурный фестивальный мемориал "Дни Ханжонкова" старается рассказать зрителям России и Украины историю кино, которое мы потеряли. Почти потеряли. Долгое время "декретный" праздник советского кино, который отмечался 27 августа, скрывал невидимые слезы своего раннего собрата. "Дни Ханжонкова" уже многие годы стараются превратить фестиваль в дни примирения двух исторических эпох нашего единого кинематографа…

Ежегодно с 9 по 14 августа организаторы фестиваля — Фонд Ролана Быкова и ООО "Фест-Синема" (Россия) — с помощью коллег из ОКПООНК "Дом Ханжонкова в Ялте" проводят презентации спасенных из небытия фильмов некогда известнейших киномастеров Украины и России. Истинные любители киноискусства всегда с волнением встречают картины, о судьбе которых еще не так давно солидные архивные кинокаталоги сообщали всего двумя словами: "Фильм не сохранился".

СПАСЕННОЕ КИНОНАСЛЕДИЕ

Спасение и сохранение для будущих поколений зрителей достояния отечественной кинокультуры Украины и России — главнейшая задача международного фестиваля "Дни Ханжонкова". Как же эту задачу реализовать? За годы просветительской деятельности организаторы фестиваля убедились, что раннее кино не уступает современному, оснащенному продвинутыми технологиями экрану в актуальности сюжетов, в образной эстетике, в актерском мастерстве. И сегодня еще не разгаданы многие секреты старых мастеров. Поэтому впереди еще непочатый край работы. Отметим, что в этом году фестиваль отмечает 130 лет со дня рождения Витольда Полонского, Веры Коралли. Исполняется 110 лет памяти "королевы экрана" отечественного кино Веры Холодной. Это легенды раннего кино, которые оживают в наших фестивальных программах.

Также нельзя не сказать, что совместный российско-украинский проект "Дни Ханжонкова" ярко отражает гражданскую позицию его организаторов. Не секрет, что кризис мирового кино втянул в свою орбиту наши кинематографы. Сегодня их судьбы напрямую зависят от того, каким будет отношение к экрану отечественного зрителя. Ведь кино — важнейшее коммуникационное средство, объединяющее или разъединяющее общество. Однако само оно очень уязвимо, так как крайне зависимо от зрителя. В последние десятилетия игнорирование принципа взаимоуважения со стороны экрана дорого обошлось отечественной киноотрасли. Зритель был и остается главным ценителем творческих успехов мастеров кино. Однако готов ли сам зритель к творческому союзу с экраном?

ДИАЛОГ С ЭКРАНОМ

Любое искусство, а кино тем более, стремится к диалогу. У каждого поколения зрителей имеется свой образный код. Но как помочь нынешнему зрителю, воспитанному на клиповой продукции, войти в экранную среду наших отечественных киноклассиков: А. Тарковского, В. Шукшина, Д. Асановой, С. Ростоцкого, А. Роу и других мастеров? Здесь не обойтись без диалога, иными словами, необходима обратная связь между экраном и зрителем. Творческий контакт с участниками медиаэкранного образовательного процесса в форме интерактивного конкурса — главное условие фестиваля "Дни Ханжонкова".

С каждым годом растет сложность заданий. Фестиваль взрослеет, а с ним совершенствуется образное сознание зрителя. В идеале речь уже идет не только о просвещении, но и о подготовке зрителя для отечественного кино завтрашнего дня. И в этой кропотливой образовательной работе важнейший учебник — отечественное кино, начиная с его самых первых шагов до современных, пока еще немногочисленных, шедевров. Но ведь их количество тоже может зависеть от зрителя…

ФЕСТИВАЛЬНАЯ КИНОШКОЛА

Творческие фестивальные просмотры — не только праздник. С помощью прописавшегося в рамках "Дней Ханжонкова" единственного пока в Украине и России фестиваля отечественных дозвуковых фильмов "Безмолвное кино", ставшего своеобразным фестивалем в фестивале, открылся конкурс сценариев немого кино. Скажем так, интерактивный сценарный ликбез. Уже второй год он привлекает желающих освоить секрет драматургии без диалогов. Участники конкурса имеют возможность развивать в себе собственную сферу образного пространства, способность мысленного видения. В итоге формируется новый тип зрителя, умеющего определять свою позицию к кино и телевидению, убежденного в моральной ответственности экрана перед обществом.

ПРОГРАММЫ ФЕСТИВАЛЬНОГО МЕМОРИАЛА В КРЫМУ

Фестиваль "Дни Ханжонкова" начнется 9 августа в Ялтинском санатории КЧФ, где будут показаны фильмы, снятые режиссером А. Волковым в Крыму в 1919 году: "Конкурс красоты" и "Люди гибнут за металл".

10 августа в МКДЦ "Дом Москвы в Севастополе" состоится показ картины 1926 года "Бухта смерти", режиссер А. Роом.

11 августа в Морской библиотеке им. М.П. Лазарева в Севастополе будет представлен фильм режиссера Г. Гатауллиной "Честь имею. Ханжонков".

12 августа феодосийские зрители увидят легендарную киноленту, снятую в 1911 году, — "Оборона Севастополя".

Зрители Ялты 14 августа посмотрят посвященный 210-летию со дня рождения А.С. Пушкина фильм "Поэт и царь", созданный режиссером В. Гардиным в 1927 году.

В Симферополе фестиваль состоится в третьей декаде сентября, с началом занятий в школах и вузах.

Подчеркнем, что все кинопоказы фестиваля проводятся на благотворительной основе. Итак, до встречи на XXII МКФ "Дни Ханжонкова в Украине и России"!

Другие статьи этого номера