Чтобы "и овцы целы, и волки сыты"…

Министерство охраны здоровья Украины добивается полного упразднения рекламы лекарственных препаратов и обязательной регистрации всех биологически активных добавок.
Вопрос ребром был поставлен еще в ноябре прошлого года, когда Кабинет министров Украины принял решение о запрете рекламы лекарственных препаратов в СМИ и о введении рецептов на ряд лекарственных средств. Предложенная новация (впрочем, как всегда) поделила общество на три неравные части: на тех, кто обеими руками "за", категорически против и держащих, так сказать, нейтралитет.

К первой категории, учитывая высказанную позицию и предпринимаемые шаги, относятся МОЗ Украины и лично министр Зиновий Мытник, который заявил: "Нами подготовлены изменения в закон о рекламе, в которых мы предлагаем запретить рекламу лекарств". Относительно биологически активных добавок (БАДов), которые сегодня регистрируются не как лекарственные препараты, а как продукты питания(!) (только продаются они почему-то в большинстве своем в аптеках), министр не менее категоричен: "Мы хотим, чтобы они регистрировались как медикаменты. И тогда мы будем нести ответственность за них и за их рекламу".

Министра поддерживают и медработники, обеспокоенные резким ростом фактов самолечения наших сограждан. Во многом это определяется, по мнению медиков, именно широкими (если не сказать навязчивыми) рекламными кампаниями в СМИ (как электронных, так и печатных) отдельных лекарственных препаратов, представляемых панацеей от всех бед и болезней. Поставленный в жесткие рамки "некогда болеть" наш измученный далеко не нарзаном гражданин, насмотревшись и начитавшись рекламы, стремглав бежит в аптеку за "волшебным" лекарством, свято веря в свое скорейшее выздоровление. Хорошо, если оно не наносит вреда и без того пошатнувшемуся здоровью. А если…

В команде за категорический запрет и Антимонопольный комитет Украины, предлагающий на государственном уровне запретить рекламу лекарственных препаратов в средствах массовой информации. Исключением, по мнению АМКУ, могут быть только специализированные и медицинские издания и масс-медиа.

Алексей Костусев, глава Антимонопольного комитета Украины, подчеркивает, что недобросовестная реклама сегодня в нашей стране — явление довольно распространенное. Его ведомство в настоящее время расследует дела относительно рекламирования БАДов, которые их производители позиционируют как лекарства от многих тяжелых заболеваний, в том числе и онкологических. Хотя на самом деле об этом даже не может идти и речи.

Кстати, говоря о запрете рекламы лекарств и БАДов, А. Костусев отмечает, что она запрещена на государственном уровне во многих развитых странах. Чем же Украина и украинцы хуже?

Тем не менее по другую сторону баррикад с Минздравом оказались издатели. В частности, Украинская ассоциация издателей периодической прессы обеспокоена возможным запретом рекламы лекарств и БАДов, считая, что этот шаг будет очередным ударом (финансовым) по экономически независимым средствам массовой информации. Кроме того, по ее мнению, это нанесет и вред реализации права граждан на доступ к информации.

Свое мнение в ассоциации подтверждают рядом факторов. Во-первых, с правовой точки зрения, граждане имеют право самостоятельного выбора товара (в т.ч. и лекарств, и БАДов). Запрет ограничит право потребителей на доступ к необходимой им информации о свойствах лекарственных препаратов. Во-вторых, с экономической точки зрения, реклама играет важную роль в повышении конкуренции на медиа-рынке. Запрет данной рекламы может привести к серьезным потерям в сфере СМИ, вплоть до закрытия отдельных печатных изданий.

Что еще к сказанному можно добавить? Страшнее всего, что в этот раз на чашах весов оказались здоровье людей и деньги. Хотя в первый раз, что ли? Что перевесит, покажет время. Консенсус, чтобы "и овцы целы, и волки сыты", еще предстоит искать.

Но мы все-таки за здоровье, его ведь ни за какие деньги не купишь. А вы?

Подготовила Татьяна ЯРОШЕВСКАЯ.

Кстати

КОЛИЧЕСТВО ЛЕКАРСТВ ТРЕБУЕТ СОКРАЩЕНИЯ

Количество зарегистрированных Минздравом РФ лекарственных препаратов на фармацевтическом рынке РФ должно быть сокращено. Такое мнение высказал президент Российской фармацевтической ассоциации Александр Апазов.

По данным Минздрава РФ, в России зарегистрировано свыше 17 тысяч препаратов. Для сравнения: в Швеции, Финляндии зарегистрировано 3-5 тыс. Как полагает А. Апазов, увеличение числа различных видов медицинских препаратов на рынке, помимо положительных сторон, может привести и к негативным последствиям. Регистрировать дорогие и малоэффективные лекарственные препараты не имеет смысла, считает А. Апазов. Кроме того, наличие большого списка препаратов существенно затрудняет работу медицинского персонала. В связи с этим, по мнению А. Апазова, государственным органам необходимо разработать политику по "очистке фармрынка" от малоэффективных и дорогостоящих лекарственных средств путем проведения частых ревизий.

В тему

СОСТОЯНИЕ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО РЫНКА УКРАИНЫ

В Украине официально зарегистрировано порядка 10500 лекарственных препаратов.

Готовые лекарственные средства отечественного происхождения составляют 31,77% и 68,23% — зарубежного производства.

Глас народа

ВАШЕ ОТНОШЕНИЕ К ЗАПРЕТУ РЕКЛАМЫ ЛЕКАРСТВ И БАДОВ

Оксана Петровна, пенсионерка:

— Очень даже положительное. Это какой-то массовый психоз — погоня за новомодными чудодейственными средствами лечения. А они, широко и щедро разрекламированные, очень часто оказываются "мыльным пузырем": лопнул — и все, ничего не осталось. Так и лекарства из рекламы: принял, а эффекта никакого.

Лев Григоренко (ул. Юмашева):

— Все лекарства и медицинские препараты, кроме простейших сердечных, а также активированного угля, зеленки, йода, ваты, бинта, пластыря… должны отпускаться строго по рецепту врача. Нельзя без правильно поставленного диагноза "кормить" себя и свой организм химией. Так что я выступаю за запрет рекламы лекарств.

Игорь Александрович, служащий:

— У нас в городе аптек уже скоро будет больше, чем людей. А лекарства, которые они предлагают, по цене скоро будут золотыми. Но мы идем и покупаем их, поддавшись на уловки и рекламные выкрутасы производителей. Так быть не должно. Реклама лекарств должна быть запрещена, а так называемые БАДы — вообще упразднены, все равно от них толку никакого.

Олег, студент:

— Меня этот вопрос пока, к счастью, не очень волнует. Поэтому не вижу ничего плохого в рекламе лекарств. Она позволяет сориентироваться в огромном числе препаратов, выбрать для себя оптимальный вариант. Но вообще-то лучше не болеть.

М.К., врач:

— Ко мне обратилась моя пациентка. Ей доктор выписала рецепт, и она пришла со мной посоветоваться, принимать или нет ей это лекарство. Я взяла рецепт и обомлела: больной моей коллегой была выписана БАД (курс выливался примерно в две тысячи гривен). Мне стало очень стыдно. Как же так можно? Мало того, что эта добавка не избавила бы больную от ее проблем со здоровьем, так еще и материально вылилась бы в приличную сумму.

Поэтому я, кроме того, что поддерживаю запрет рекламы лекарственных средств, призываю и своих коллег быть более совестливыми и, конечно же, профессиональными при подборе и назначении лечебных курсов.

Другие статьи этого номера