Сохраним имена героев

Через несколько дней, 30 октября, мы будем отмечать трагическую, но и величественную дату — день начала второй обороны Севастополя. 250 дней наш город противостоял рвущемуся к овладению морской крепостью противнику, во много раз превосходящему наши боевые силы.
Но крепкий дух севастопольцев, мужество и нравственные силы моряков и солдат, защищавших главную базу Черноморского флота, потрясающая самоотдача жителей осажденного города, вставших в один ряд с его защитниками, непреклонная уверенность севастопольцев, что враг будет разбит, — все это сделало Севастополь городом-героем еще в 1942 году, задолго до официального присвоения этого высокого звания в 1948-м.

Среди тысяч героев, проявивших мужество и отвагу в период 250-дневной обороны города, свое почетное место по праву занимают севастопольские учителя. Они в трудное время войны делали великое дело — спасали не только жизни, но и души наших детей.

Учебный 1941-1942 год начался и прошел в условиях фронтового города, когда, по признанию военных, на передовой порой было легче, чем в городе, который ежедневно подвергался массированным обстрелам и бомбардировкам. Массовые разрушения, пожары, гибель людей, потеря близких, лишение элементарных бытовых условий — все это делало жизнь севастопольцев невыносимой, но они жили, верили в победу и боролись за нее.

В этих условиях в сентябре 1941 года по решению Комитета обороны Севастополя школы ушли под землю. До мая 1942 года в городе функционировало 9 школ, в которых учились 2442 ученика и работали около 300 учителей. Остается только поражаться мужеству советских людей, если в городе, окруженном фашистами, дети учились в школе! Руководила отделом подземных школ в гороно Наталья Николаевна Донец, замечательный учитель математики, после войны ставшая завучем школы N 4.

Для работы подземных школ руководством города были найдены и подготовлены к работе наиболее прочные и надежные подвалы — бомбоубежища. В первые дни работы перед учителями ставились задачи — собрать в убежищах детей, спасти их от артналетов и бомбежек, успокоить, по возможности накормить, устроить судьбы осиротевших ребятишек… А потом начать занятия.

Подвалы-убежища не всегда могли вместить весь состав учеников, и учителям приходилось во время перемен перебегать в другие приспособленные подвальные помещения (так было, например, в районе современной площади Лазарева), хотя часто на улице было просто страшно. Проводились не только уроки, но даже вечера: например, в школе N 13 учителем А.В. Крюковой был проведен литературный вечер, посвященный творчеству Н.В. Гоголя. Идеи писателя о мужестве, силе духа русского народа. борьбе за свободу и независимость Родины, вложенные в уста борющихся запорожцев, были созвучны мыслям и делам сражающихся севастопольцев. Дети встречались с литераторами, которые находились в Севастополе в качестве военных корреспондентов.

Но более всего ребята учились защищать родной город: собирали бутылки для зажигательной смеси (так, Люда и Алла Тяпкины собрали 1500 бутылок и сдали в фонд обороны 360 рублей), Лена Потапова, Маня Ефименко , Толя Лопачук собрали несколько ящиков гильз (цветной металл был жизненно необходим для производства боеприпасов). Сотни школьников, а среди них были Светлана Густылева и Федор Кравчук, дежурили в госпиталях, помогая раненым, облегчая их страдания. Вместе с членами Черкасовских бригад они стирали окровавленные бинты для госпиталей, приводили в порядок одежду защитников города.

До начала третьего наступления фашистов бойцы имели возможность мыться в санитарно-банном поезде и получать чистую смену белья. Был в этом вклад женщин и школьников осажденного города. Дети под руководством учителей, мам и бабушек вязали носки и специальные варежки для снайперов, собирали и отправляли на фронт, который был совсем рядом, письма и подарки для бойцов.

Таким образом, учителя вместе со школьниками 1941 — 42 учебного года стали в полном смысле защитниками Севастополя. Справедливо, что уже в наши дни им был присвоен статус " Участник Великой Отечественной войны".

В мае 1942 года в школах детям были выданы табеля, а выпускники получили аттестаты зрелости. Школы закрылись, так как обстановка на передовой резко ухудшилась — фашисты готовились к третьему, решительному наступлению на черноморскую твердыню.

Год работы севастопольских учителей в условиях обороны города показал, что многие из них были настоящими героями. Они не только сумели дать в этих труднейших условиях знания своим воспитанникам, но и подготовили их к грядущей борьбе с оккупантами. Несколько учеников школы N 2 (директор — Лидия Владимировна Ткаченко) стали бойцами Севастопольского партизанского отряда; учителя и дети школы N 32 (директор Кузьма Иванович Ленько) в штольнях Инкермана помогали работе подземного госпиталя и даже спецкомбината.

К сожалению, в короткой статье невозможно перечислить имена всех учителей и школьников подземных школ. По-разному сложились их судьбы. Так, Антон Исаакович Степанченко, заведующий Гороно в период обороны города, погиб в районе мыса Херсонес. Валентина АлександровнаБарсукова не смогла эвакуироваться и в период оккупации работала в школе N 1 (нумерация школ не соответствовала сегодняшней. — Авт.); в тех условиях тоже нужно было работать с детьми, спасать их души. В 1944 году она работала на восстановлении школы N 28 и трудится в ней. В Инкерманских штольнях погибли совсем молоденькие учительницы школы N 32 — комсомолки Гоголева, Альбина, Орлова, Оглоблина. Вечная им память!

Подробно о работе подземных школ можно узнать, прочитав книги севастопольской писательницы Е.Д. Найденовой-Козицкой "Подземные школы", Б. Борисова "Дети Севастополя", "Подвиг Севастополя".

Ровно через год Севастополь будет отмечать 70-летие начала обороны 1941-1942 годов. Уверена, что к этому юбилею будет сделано очень многое: завершено строительство мемориала на 35-й батарее, написаны статьи, обновлены памятники… Но нигде мы не увидим памятников учителям времен обороны Севастополя. К сожалению, подвиги учителей всегда очень скромны, хотя и величественны по своим итогам: учитель во все времена воспитывает Человека!

Чтобы исправить эту несправедливость, предлагаю восстановить мемориальную доску, посвященную подземным школам периода обороны. Она находилась на стене дома N 2 по улице Большой Морской. В процессе перестройки магазина "Черноморочка" в конце 60-х годов прошлого века доска исчезла. Думаю, что общественная организация "Жители осажденного Севастополя", различные ветеранские организации, современные учителя школ, преподаватели вузов и просто неравнодушные люди поддержат меня. Если у города не будет денег (а они не очень большие), можно сделать общественный сбор средств.

Надеюсь на поддержку севастопольцев.

И. БУРЯКОВА, ветеран педагогического труда.

(В статье использованы: материалы городского государственного архива: фотография 1941 года, Ф N 90, оп. 1, ед.хр. 6, 7, 8, 15, 24, 39, 42. Ф N 312, оп. 312, ед.хр. 29, стр. 7; отрывки из книг Е. Найденовой-Козицкой "Подземные школы", Г. Ванеева "Героини Севастопольской крепости", Б. Борисова "Подвиг Севастополя").

Другие статьи этого номера