Рекламе — прививку от "столбняка"?

Именно таким вопросом мы задались, подводя итоги нашего еженедельного вопроса в лоб, который в прошлый звучал так: "Как прекратить рекламно-информационный беспредел в городе (биллборды, ситилайты, вывески объектов торговли, оклеивание осветительных опор, заборов, дверей подъездов)?" Несмотря на широту поставленной проблемы наши читатели продемонстрировали ещё большую широту её понимания — о каких только аспектах наружной рекламы не говорили респонденты!

И хотя абсолютно всех берёт за живое вопрос "остолбенения" рекламных вывесок и объявлений, которые, как лианы, оплетают не только столбы, но и малые и крупные формы городского ландшафта, редакция "Славы Севастополя" приняла немало звонков с критикой смежных проблем. Будем честными — досталось даже нашей газете: дескать, слишком много на наших страницах стало рекламных объявлений, слишком велик объем рекламных статей. Не можем не ответить нашим верным читателям. Сегодня "Слава Севастополя" может похвастаться своей идеологической независимостью. Однако независимость от мнения не освобождает нас финансово: мы должны получать прибыль, чтобы нормально жить, выплачивать зарплату, платить налоги и выпускать газету пять раз в неделю. Сегодня реклама — одна из главных статей дохода любого СМИ, ничего тут не попишешь. Это условия выживания.

Ещё больше недовольства вызвало обилие политической рекламы в городе. Но уж от этой "беды" искать панацею не нужно — всем и так прекрасно известно, что обилие депутатских лиц на улицах Севастополя — это лёгкое сезонное недомогание, которое как рукой снимет после 31 октября.

А теперь к теме. Если резюмировать все рецепты борьбы с заполонившей город рекламой, можно сформулировать следующее правило: с крупной рекламой нужно бороться по-крупному, с мелкой — по-мелкому. О чём это мы? Да вот о чём.

"Фирм, которые занимаются размещением наружной рекламы, не так уж много, — рассуждает Юрий Семёнович Ермаш, пенсионер. — Так увеличьте стоимость наружной рекламы, грубо говоря, до 10 000 долларов, и её тут же станет в 10 раз меньше. Спрашивать нужно с тех, кто производит рекламу, иначе толка никакого не будет". Половина опрошенных нами читателей согласны с Юрием Семёновичем: только вышестоящие органы, власть в первую очередь, способны дать рекламе настоящий бой. А вот как "бить гадину" — тут мнения разошлись. Например, Ольга Дмитриевна Кузьмина считает, что каждого, кто испортил внешний облик дома или улицы, нужно заставлять исправить своё злодеяние. "Не только оштрафовать гривен на 500, а вот если человек наклеил объявление на дверь — заставить её покрасить, наклеил на здание — заставить побелить. Раньше на улице Советской висела доска для объявлений под стеклом и под замком, — вспоминает жительница центрального городского холма. — А к доске был прикреплён участковый. Вот и вешали все свои объявления на доске. А что сейчас? Когда я прохожу по улице Ленина, у меня сердце замирает. Её же не узнать за щитами, наклейками и вывесками! Был наш город когда-то белокаменный, первое место по чистоте занимал… Душа болит".

Анна Михайловна Полищук, водитель с 30-летним стажем, обратила внимание на наружную рекламу с профессиональной точки зрения: "Можно ли соблюдать правила дорожного движения, когда дорога на вокзал, например, утыкана плакатами — глаз непроизвольно отвлекается. Такая необдуманная реклама напрямую ведёт к авариям. Я считаю, что нужно подать в суд на ГАИ или те дорожные службы, что дают разрешение на установку рекламных столбов в таких местах".

А вот Анастасия Павловна Тутова уверена: только городская администрация способна остановить рекламный беспредел в городе. "Создать специальную комиссию, взять машину и прямо проехать по городу, снимая несоответствующие плакаты. Сняли — и сразу в мусор, чтобы неповадно было. И штрафы поднять: не 800, а 3-5 тысяч гривен. Только тогда толк будет. Ведь насколько уже обнаглели — мало того, что весь мой подъезд полностью обклеен, так даже на дверную ручку уже научились объявления лепить: делают специальную прорезь и наклеивают!"

Впрочем, нашлись те, кто предлагает воспринимать засилие рекламы как неизбежное зло, бороться с которым невозможно — лучше пойти другим путём. "Как бы мы ни ругались, а от обилия рекламы нам не избавиться — это естественно для рыночной экономики, — считает Валерия, экономист. — Я бы предложила городским властям обязать рекламщиков хотя бы решать социальные вопросы. Например, выпустить указ, согласно которому любая реклама должна быть социально направленной: помощь малоимущим, старикам, детям-сиротам. Или чтобы сами её изготавливали и размещали, например, 20 % от общего числа рекламных площадей. Раз уж занимают место, пусть хоть пользу приносят".

Много вариантов решения проблемы по-крупному мы выслушали. А вот в тактике микроборьбы против рекламы все респонденты сошлись: кроме нас, никто не сможет противостоять атаке объявлений и листовок.

"Наш подъезд был полностью оклеен, — рассказал нам один старичок, пожелавший остаться неизвестным. — И вот мы договорились втроём: я, моя знакомая и дед один. Записали все телефоны, указанные в объявлениях, и начали звонить. Звонили регулярно, методично. Теперь к нашему подъезду оклейщики близко не подходят".

Конечно, мы можем сделать прививку от "столбняка" рекламе на нашем подъезде. Мы можем даже обтянуть столбы сеткой-рабицей (см. фото) чтобы оклейщикам пришлось запасаться как минимум табуреткой, а как максимум — лестницей, чтобы рассказать потенциальным покупателям о сверхсовременной диете или чудо-утюге. Но что делать с оголтелым заполнением свободного пространства щитами и ситилайтами, биллбордами и плакатами, выполненными далеко не на самом высоком художественном (простите) уровне? Для лечения некоторых недугов вполне хватает прививки. А вот другие, распространившиеся широко и засевшие глубоко, требуют масштабной вакцинации.

Что, белокожий брат Севастополь, хочешь лечиться от рекламной коросты али нет?

* * *

А мы ждём ваших звонков в эту пятницу, 29 октября, с 13.00 до 14.00. На этот раз наш "Вопрос в лоб" звучит так: "ВЫ ГОТОВЫ ИЗБАВИТЬСЯ ОТ ДОМАШНЕГО ЖИВОТНОГО, ЕСЛИ "ПРИПРЕТ"?".

Телефон редакции: 54-32-11.

Другие статьи этого номера