Будущее России не зависит от санкций. Будущее России зависит от нас В.В. Путин
Севастополь 12o

"Селение Черного Иоанна" или "селение Мщенья"?

Топонимика иногда показывает пример непостижимой живучести. Взять хотя бы Днепр. Это название главной реки Украины, как известно со школьной скамьи, пришло к нам из языка народа, относящегося к иранской группе индоевропейской языковой семьи. И...

Топонимика иногда показывает пример непостижимой живучести. Взять хотя бы Днепр. Это название главной реки Украины, как известно со школьной скамьи, пришло к нам из языка народа, относящегося к иранской группе индоевропейской языковой семьи. И среди главных претендентов авторами этого гидронима называют легендарных скифов. Представьте себе: практически 2000 лет на этой территории жили, сменяя друг друга, и германоязычные готы, и представители угро-финской языковой семьи (венгры), и различные тюркоязычные племена (хазары, половцы, татары, ногайцы). На берегу Днепра, наконец, появилась и окрепла славянская государственность, а скифское название продолжает жить!Зная об этой живучести, мне непонятны попытки некоторых специалистов по топонимике Крыма практически во всех местных названиях видеть исключительно тюркский компонент. Истоки этого подхода берут начало в ХIХ веке. Лингвистика только делала первые шаги, и поэтому такие крымские авторы, как Сумароков, Кондараки, П. Кеппен, для объяснения того или иного термина могли использовать только существующие языки: татарский, греческий, латынь. И такой подход сужал поиск вероятного объяснения.

В качестве примера можно привести объяснение Кондараки названия селения Карань (с. Флотское). (Сейчас это уютное село получило известность в связи с проектированием в его окрестностях Караньского заказника.) Он предположил, что в этом топониме слились два татарских слова: "кара" — черный и "Яни" — вариант произношения имени Иван, то есть как память о каком-то черном Иване. Исследователя не смутило, что в этом случае название должно было звучать как "Кара-Яни" по аналогии с таким же тюркским названием, как "Айян" — "Святой Иван". Сами татары иногда называли село Карану (сведения П. Кеппена).

Допустим, что действительно в этом селении жил достопамятный Иван — Яни. Но как можно объяснить множество других, аналогичных по звучанию топонимов: пещера Карань-Коба в Байдарской долине, пещера Карани на Караби? Получается, что попытка объяснить название села Карань с позиции тюркского языка оказалась несостоятельной.

Нет, не все так просто в вопросах происхождения крымских названий, как иногда считают отдельные специалисты. По-видимому, в силу своей узкой специализации они не могут или не хотят представить современный топоним в виде матрешки, в которой, как все знают, внутри одной фигурки таится другая, скрывающая, в свою очередь, третью, а та — четвертую и т.д.

Вот такую топонимическую матрешку обнаружил автор, читая знаменитую "Велесову книгу" в переводе А.И. Асова (Буса Кресеня). Уверен, трудно найти образованного человека, который не читал бы или хотя бы не слышал об этой книге. Так вот, в ней во второй главе рассказывается о борьбе русичей с эллинами. Действия происходят на Крымском полуострове, в тексте часто упоминаются названия городов Хорсунь (Херсонес), Сурож (Судак). Процитируем эти строки (глава 2): "И там был князь, который повелел бить эллинов и отогнать их от Руси. И снарядил рать и конницу, и пошел на них, и боролся с ними. А эллины плакали о печали своей и просили, чтобы им платить дань. И собрали с них дань — и овец на закланье, и вино".

Довольная возвращалась из похода на Хорсунь княжья дружина. А дальнейшие строки "Велесовой книги" описывают типично славянский обычай — сразу начинать отмечать радостное событие. А как же — есть вино, есть барашки! Впрочем, не все последующие события были такими веселыми.

"И тогда эллины, видя, что русичи много пьют, решили на них наброситься и побороть их. И пришли волхв и брат его Соловей. И они сказали русичам: "Не напивайтесь этими дарами!" Но русичи их не послушали. И вот напились. И в этот день эллины набросились на них и разбили. И погибель свою видя, русичи отошли в степи". (Цитируется по изданию "Мифы древних славян", Саратов, 1993 год, перевод А.И. Асова).

Вы спросите, какое отношение имеет этот эпизод к проблеме со старым названием села Флотского — Карань? Удивительно, но вышеописанное событие проходило, согласно тексту книги, недалеко от этого населенного пункта Балаклавского района. В "Книге" так и говорится: "Были они у Карани, и это был маленький город на берегах морских русских". И судя по тому, что автор подчеркнул отступление русичей в степь, селение (город) Карань размещалось в горной местности. Как это точно соответствует местоположению села Флотского (Карани)! Над ним возвышаются скалистые скаты Караньского плато и высоты Горной, а всего в 1,5 км от села плещется море.

Причем переводчика "Велесовой книги" нельзя упрекнуть в подтасовке фактов. А.И. Асов, как это видно из его комментария, не знал о существовании нашего селения Карань. Он это слово пытается объяснить производным от названия городка Кареон (который упоминается в труде Иордана, что между Феодосией и Мирмекием), а также названием ассирийского города Харран времен скифских войн в Передней Азии. (610 год до н.э.). Я думаю, что оба его варианта имеют довольно шаткие основания. И если бы Асов знал о Карани (а этот населенный пункт в то время был мало знаком даже большинству севастопольцев) то привел бы его в качестве однозначной трактовки.

Что же означает этот топоним? Я думаю, нашим предкам смысл этого слова был понятным. А для нас чуть дальше в этой же главе "Велесовой книги" есть подсказка: "И вот Карна плачет о тех мертвых, которые стояли на тропе божьей и умерли".

Карна — древнеславянская богиня мщенья, кары. Она упоминается в "Слове о полку Игореве" и сейчас звучит в таких словах, как "кара", "покарать". Так в названии селения сохранилась память о жестокой и кровавой битве, которая разыгралась в наших краях в далекие-далекие времена. Если говорить об археологических фактах, то можно указать на существование в окрестностях Карани таврского поселения. Его обнаружил на северной окраине археолог Сергей Сенаторов. Может быть, та культура, которую мы называем таврской, была близка и предкам славян?

Губернатор Севастополя Михаил Развожаев сообщил, что власти города реконструируют улицу Капитанскую в рамках создания парка Музейно-мемориального комплекса «Защитникам Севастополя 1941 – 1942 годов» на мысе Хрустальном. На работы потратят 2 млрд рублей. «При строительстве...

И.о. директора департамента образования и науки Севастополя Лариса Сулима в ходе аппаратного совещания доложила, что межведомственная комиссия проверила готовность образовательных учреждений ко Дню знаний. По ее словам, межведомственная комиссия работала в период с 1...

В тг-каналах вызвал особый резонанс видеоролик, в котором сотрудница игровой комнаты в ТЦ «Муссон» не пустила 9-летнюю девочку с аутизмом в игровую комнату. По ее словам, данная мера принята в целях безопасности девочки и...

Губернатор Севастополя в своем тг-канале поздравил севастопольцев с Днём Государственного флага Российской Федерации. «…Наш флаг — один из важнейших символов Российской государственности. Сейчас, когда русофобия в западном мире зашкаливает, наш триколор — это ещё...

В финал регионального этапа главного педагогического конкурса «Учитель года России» 2022 года вышло 86 участников. В том числе финалисткой стала учитель «ШКОЛЫ ЭКОТЕХ+» Наталья Караулова. Она педагог с 8-летним стажем. Преподаёт английский и немецкий...

По поручению губернатора Севастополя Михаила Развожаева в городе ведётся замена газового оборудования ветеранам Великой Отечественной войны. Работы выполняются в рамках оказания дополнительных мер соцподдержки ветеранов Великой Отечественной войны.  Замена оборудования ведётся за счет средств...

Все новости рубрики АРХИВ