Город будущего, креативная экономика и детонатор праздников

Мы уже писали о том, что после двухмесячной передышки фестиваль фестивалей "Война и Мир" возвращается — с новыми силами, свежими идеями и событием в интерактивном формате. Международный форум "Развитие Севастополя и международный опыт креативной экономики", который пройдёт с 13 по 15 января, намерен расшевелить город, погрузившийся в зимнюю спячку. Бизнес-игра "Севастополь. Город будущего" должна стать генератором новых городских праздников, а приглашённые эксперты из Украины, России, Польши и Великобритании расскажут, что такое креативная экономика и с чем её едят… бизнесмены. В нашей новой статье — более пристальный взгляд на предстоящее событие, а также подборка работ для фотоконкурса "Севастополь. Счастливые дни".

ДОРОГОЕ УДОВОЛЬСТВИЕ

— Креативная экономика, возникшая около десятилетия назад в Европе, базируется на следующем принципе: самый дорогой продукт — это впечатление, — рассказывает Роман Мархолиа, директор фестиваля "Война и Мир", инициатор форума. — Около года назад я попал на лекцию Тома Флеминга, британского исследователя и консультанта в области креативной экономики, которую он читал в московском центре современного искусства "Винзавод". Увлёкся, стал погружаться в тему и очень скоро понял, что идеи Флеминга резонируют с задуманным нами фестивалем "Война и Мир". Каким образом? Дело в том, что сегодня динамичнее всего развивается экономика, опирающаяся на креативные идеи. Выстраивая экономику в связке с культурой, многие крупные города Европы, скажем, Эдинбург, коренным образом меняли свою атмосферу и вектор развития.

Далеко за примерами ходить не надо — возьмём небольшой украинский городок Каменец-Подольский. Как только творческие люди стали важным элементом развития экономики, город преобразился: сегодня он развивается за счёт проводимых там фестивалей. Кстати, подробнее об этом на форуме расскажет Олег Дымчук, депутат Каменец-Подольского областного совета. Итак, краеугольный камень креативной экономики — симбиоз культурной и экономической составляющих. Культура должна подпитывать экономику и наоборот. Климат города зависит от качества жизни, но он складывается не только из бытовых аспектов, но и из ежедневных впечатлений. И именно задачу создания радостных впечатлений, формирования атмосферы праздника ставит перед собой фестиваль "Война и Мир" — проект, который должен соединить различные социальные слои, профессии и возрасты города, чтобы гуманитарное лицо Севастополя стало более современным, выразительным, живым и развивающимся. Фестиваль — это цепь событий, которые формируют климат городской жизни, делая её веселее, интереснее для горожан, чтобы люди не уезжали из Севастополя, а приезжали сюда.

Вооружившись знаниями зарубежных коллег и поддержкой различных украинских и международных институций (прежде всего "Агентства экономического развития Севастополя" Севастопольского городского совета, а также представительств Британского совета в Украине, России и Польше), дирекция культурных программ "Херсонесские игры", возглавляемая Романом Мархолиа, принялась за дело. Три дня форума "Развитие Севастополя и международный опыт креативной экономики" вмещают три основных события. В первый день форума, 13 января, на выставке в Художественном музее им. М.П. Крошицкого будут подведены итоги фотоконкурса "Севастополь. Счастливые дни". Уже сейчас мы предлагаем читателям "Славы Севастополя" посмотреть на первые присланные работы и при наличии желания, умения и фотоаппарата вступить в борьбу за право выставить свои снимки в городском музее.

Присылать свои фотографии — можно на электронный ящик roman@sevastopol-fest.com.

В тот же день в помещении титульного партнера проекта — гостиницы "Украина" — запланирован мастер-класс "Международный опыт в креативной экономике". О практике использования нового подхода к развитию городской инфраструктуры расскажут эксперты: уже упоминавшийся выше Олег Дымчук (Каменец-Подольский); Геннадий Друзенко — руководитель секретариата Комитета Верховной Рады Украины по вопросам европейской интеграции (Киев); Богдан Шумылович — менеджер медийных проектов Центра городской истории" (Львов); Каролина Плута — сотрудник Ассоциации креативных инициатив (Варшава, Польша); Анна Бубнова — менеджер культурных проектов Британского совета в Украине (Великобритания). По мнению Романа Мархолиа, одним из самых интересных станет выступление Савелия Архипенко, креативного директора культурного центра "Лофт Проект ЭТАЖИ" (Санкт-Петербург).

— Три года назад архитектор и бизнесмен Савелий Архипенко превратил пятиэтажное промышленное здание бывшего Смольнинского хлебозавода в многофункциональное арт-пространство. Три галереи современного искусства, несколько выставочных залов, галерея авторской одежды, магазин дизайнерских книг, бар и кофейня, кинозал и хостел. В итоге "оживший" комплекс стал стимулом, детонатором развития всего района, поменял философию пространства. Очень важный момент: Архипенко как будто "взрывает" городской ландшафт изнутри, а потом привлекает бизнес. Не наоборот! Можно построить в районе 10 супермаркетов и прогореть, потому что материальная приманка не всегда работает, чему есть масса примеров за границей и в наших странах.

ПИВО НА ПЛОЩАДИ НАХИМОВА

Однако главным событием форума станет бизнес-игра "Севастополь. Город будущего". Принять участие в игре может любой севастополец: студенты, архитекторы, журналисты, культурные менеджеры, власти, — всякий, кто желает оживить культурную атмосферу Севастополя, может подать заявку на участие в игре. Мозговой штурм намечен на 14 января. Пять сборных команд будут состязаться друг против друга, но в интересах города. "Городской праздник как стимул развития города" — именно так звучит тема, над которой предстоит серьёзно поразмыслить участникам состязания. Помогать им в обдумывании новых подходов будут приглашённые эксперты и представители городской управы.

— Севастополь — город с традициями, город праздничный: здесь любят и умеют отмечать праздники, — говорит Роман Мархолиа. — Мы просто не имеем права на то, чтобы наши праздники проводились по разнарядке сверху или, того хуже, ветшали и превращались в пустую формальность. Как мы обычно устраиваем городские праздники? Приглашаем звёзд или полузвёзд эстрады на площадь Нахимова, пьём пиво и пару часов спустя расходимся по домам с тяжёлой головой. А ведь подобные "торжества", на которые тратятся безумные деньги, — ни уму, ни сердцу горожан. Чиновник ставит галочку — и всё, вопрос закрыт. При этом любая попытка предложить что-то иное упирается в стену: мол, народ хочет именно таких праздников. Я думаю, это лукавство. Просто так кому-то удобнее. Вот почему мы хотим поменять философию праздника.

Возьмите Лондон. День города там превращается в кульминацию культурной жизни за год, готовят его сами лондонцы. И мы хотим, чтобы именно севастопольцы сгенерировали новые идеи, нашли новое содержание, развивающее наши праздники. Может быть, стоит заглянуть в историю, посмотреть, какие были праздники в дореволюционное и советское время. Например, открытие купального сезона. Или привлечь забытые, неиспользуемые территории: водную станцию или площадки на Северной стороне. Севастополь никогда не был провинциальным городом-потребителем, а всегда считался генератором идей. При том, что город консервативен, он способен откликнуться на свежие веяния. И прежде всего нам бы хотелось посеять сомнения в головах чиновников, власть предержащих и бизнесменов: можно и нужно идти не только проторенными путями! Можно бороться с городом, превращая его в курортную зону, а можно использовать его прошлое, его достоинства, его уникальность, чтобы не только насытить жизнь горожан, но и развивать экономику города.

Остаётся добавить, что принять участие в обсуждении "праздничных перспектив" Севастополя может каждый. Для этого необходимо послать заявку на адрес электронной почты roman@sevastopol-fest.com, указав при этом хотя бы одно конкретное предложение по данному вопросу. О том, какие идеи родятся в умах участников бизнес-игры и послужат ли они "детонатором" для "культурного взрыва", — читайте в следующих номерах "Славы Севастополя".

Другие статьи этого номера