Гарантированное государством право детей на лечение не соблюдается

Показатели здоровья детей в Украине ухудшаются: на каждую тысячу обследованных только 11(!) практически здоровы, 60 процентов имеют хронические заболевания. При этом государственные гарантии на охрану здоровья детей остаются пустыми словами.
Медицинская помощь в санаторных учреждениях была оказана только каждому восемнадцатому ребенку из тех, кто в ней нуждался. В то же время в стране существуют уникальные ресурсы, подаренные природой Крыма: 22 детских санатория для лечения хронических заболеваний у детей (кроме туберкулеза), 10 из которых — государственные, не используются на всю мощность.Такие выводы были сделаны коллегией Счетной палаты Украины в марте 2011 года по результатам аудита эффективности использования средств государственного бюджета, выделенных на санаторное лечение детей и подростков с соматическими заболеваниями (кроме туберкулеза) в Автономной Республике Крым.

Как свидетельствуют результаты аудита, Министерство охраны здоровья, Министерство обороны и Министерство внутренних дел Украины, в подчинении которых находятся государственные детские санатории, расположенные на территории АР Крым, неэффективно управляют имеющимися ресурсами. Их управленческие решения привели к сокращению и перепрофилированию санаториев, а также к неэффективному использованию средств государственного бюджета, выделенных на санаторное лечение детей. Каждая третья гривна, профинансированная в 2009-2010 годах из государственного бюджета, тратится неэффективно или с нарушением законодательства. А что касается здоровья детей, от которого зависит формирование трудового и интеллектуального потенциала Украины, то при необходимости ежегодного санаторного лечения около 730 тыс. детей с соматическими заболеваниями в 2009-2010 годах было пролечено по 39,4 тыс. детей, или всего 5,4 процента.

Министерство охраны здоровья и Минфин Украины из-за отсутствия контроля со стороны правительства финансируют санатории только на уровне 57 процентов от необходимой фактической потребности. Поэтому материально-техническая база санаториев не развивается, вследствие чего они не способны качественно лечить больных детей. Корпуса санаториев требуют ремонта, медицинское оборудование десятки лет не обновлялось.

В подчиненных МОЗ санаториях детей диспансерной группы лечат в основном в осенне-зимний период. А плановые показатели санатории выполняют за счет разворачивания дополнительных коек, поэтому в палатах в это время проживает от 8 до 16 детей. Путевки же на лето продаются.

Кроме того, МОЗ как специально уполномоченный центральный орган государственной власти в сфере здравоохранения не выполняет функций по координации деятельности санаторно-курортных учреждений (независимо от форм собственности). Детские санатории, подчиненные МВД и Минобороны, которые ежегодно дополнительно могли бы оказывать медицинскую помощь более чем 15 тысячам больных детей, в основном используются для предоставления платных услуг. Эти министерства не ведут учет детей диспансерной группы, а их инструкции по организации санаторно-курортного лечения не предусматривают отдельного порядка распределения путевок для лечения в подведомственных детских санаториях детей, состоящих на диспансерном учете.

Как установила коллегия Счетной палаты, на государственном уровне отсутствует ряд базовых элементов, способствующих наиболее эффективной работе санаторных здравниц, в частности: больше 7 лет разрабатывается государственная программа развития санаторно-курортной отрасли, больше 9 лет не создается и не ведется Государственный кадастр природных лечебных ресурсов и более 13 лет — Государственный реестр аккредитованных учреждений охраны здоровья. Так стоит ли удивляться, что работа крымских детских санаториев совсем не ориентирована на фактическую потребность в лечении детей?

Другие статьи этого номера