А насколько безопасны суда типа "река-море"?

Этот вопрос сразу возникает после катастрофы речного парохода в России, т.к. Севастополь часто посещают именно "гибридные" круизные суда. Напомним: двухпалубный теплоход "Булгария" чешской постройки 1955 г. затонул на днях на Волге во время грозы в 3 км от берега. Спасены 79 человек из 205 находившихся на борту…

Специалисты озвучили множество версий причин этой трагедии. Одной из возможных причин крушения теплохода могла быть технеисправность судна, заявил официальный представитель следственного комитета Владимир Маркин: "Уже точно установлено, что при выходе из порта Казани у теплохода наблюдался крен на правую сторону". Что именно послужило причиной крена — пока неизвестно. В ОАО "Судоходная компания "Камское речное пароходство", которое является владельцем судна, заявляют, что небольшой крен на правый борт является типичным для теплоходов этого класса.

В рамках расследования уголовного дела следователи также установили, что судно вышло в рейс с одним неработающим двигателем. Старший проводник теплохода Татьяна Комарова, выжившая при кораблекрушении, рассказала, что накануне последнего рейса отказал главный двигатель "Булгарии": "Мы шли на одном двигателе, мне об этом сказала команда, капитан вообще отказывался выходить с людьми разговаривать, а команда отказывалась выходить в рейс. Потом, не знаю кем, было принято решение, что все-таки мы выходим". А гендиректор компании-судовладельца Валерий Кирчанов заявил: "На дизель-электроходах при одном неисправном двигателе все равно работают оба винта. Таким образом, выход из строя одного из двигателей не мог повлиять на безопасность теплохода "Булгария".

Декан факультета управления на водном транспорте Новосибирской госакадемии водного транспорта Владимир Носов озвучил газете "Взгляд" еще одну версию: "Из-за старости винт мог просто отлететь и пробить корпус — там же крутящий момент очень большой. А у старых судов, которым свыше 15 лет, нет двойного днища и двойных бортов. И если такое произошло, то судно за две-три минуты полностью заполняется водой и идет ко дну". И капитан-наставник ОАО "СК "Тат-флот" Адель Заппаров заявил изданию "Бизнес Online", что "все сходятся на том, что судно пробилось", "потому что на выходе из Булгар очень много пеньков".

В ходе расследования обстоятельств трагедии высказано предположение, что число людей, находившихся на борту судна, на несколько десятков превысило максимально допустимое по регламенту. И это, в свою очередь, могло стать причиной катастрофы, полагает член комитета Госдумы по транспорту, бывший председатель совета директоров ОАО "Волго-Донское пароходство" Федор Швалев. "При правильной эксплуатации это нормальный пароход. При неправильной — как атомная бомба", — сказал Швалев. Но на речном вокзале не допускают возможности, что наличие лишних нескольких десятков человек на борту могло привести к трагедии. Ранее исполнительный директор Ассоциации туроператоров России высказала мнение, что незарегистрированные пассажиры, судя по всему, попали на борт без ведома туроператора, и это, возможно, нарушение со стороны экипажа. А по словам коммерческого директора круизной компании "ВодоходЪ" Андрея Смолина, судно 785-го проекта, к которому относится теплоход "Булгария", является грузопассажирским со штатной вместимостью 254 пассажира, 47 членов экипажа и 25 т дополнительного груза. Коммерческий директор компании "Волжские путешествия" Роман Калмыков заявил, что теплоход "Булгария" давно имел сомнительную репутацию и лично он со своими коллегами от предложения зафрахтовать судно в свое время отказался.

Все специалисты не исключают, по крайней мере, одной версии: затопление судна могло начаться через иллюминаторы, открытые вопреки требованиям безопасности. Выжившие члены экипажа показали, что в момент маневра и запрокидывания теплохода погодные условия резко ухудшились, подул шквалистый ветер. Захлестыванию воды могли способствовать открытые нижние иллюминаторы, отметили в следственном управлении. А электромеханик судна Василий Байрашев сообщил, что наиболее вероятными причинами трагедии являются "конструктивные недостатки судна" и погодные условия.

Гендиректор компании-судовладельца заявил, что к катастрофе мог привести так называемый человеческий фактор, и пояснил, что конкретно он имеет в виду: в день катастрофы было объявлено предупреждение о сильном ветре и высоте волны 1,2 м. "При таких условиях капитан был обязан отдать команду задраить иллюминаторы", — сказал Кирчанов. Отвечая на вопрос, действительно ли "Булгария" эксплуатировалась в последнее время без лицензии на перевозку пассажиров, Кирчанов отметил, что у субарендатора судна — компании "АргоРечТур" — такая лицензия имелась. Кирчанов отверг также обвинение в неудовлетворительной эксплуатации судна. "Без ежегодного техобслуживания ни одна контролирующая организация теплоход в рейс не выпустила бы", — сказал он. Между тем сотрудники Уральской транспортной прокуратуры выехали в Пермь, чтобы провести проверку владельца затонувшего теплохода "Булгария" — Камского речного пароходства. Они проверят документацию, касающуюся затонувшего судна, чтобы выявить техсостояние "Булгарии", а также выяснить другие необходимые детали. Теплоход был сдан в аренду ООО "АргоРечТур" весной. В пароходстве заявили, что при передаче теплоход проверила специальная комиссия, дефектов выявлено не было.

На речном вокзале Казани капитана "Булгарии" Александра Островского характеризуют как опытного непьющего капитана, всю жизнь проработавшего за штурвалом. Весной ему исполнилось 55 лет. На "Булгарию" он пришел в марте. До этого ходил на "Метеорах" и на паромах. По словам капитана-наставника Аделя Заппарова, Александр Островский, который был его другом, погиб во время крушения вместе с супругой и двумя детьми: он взял их в рейс на выходные. Тела капитана и его жены опознаны, сообщил позже представитель оперативного штаба. Водолазы также обнаружили на затонувшей "Булгарии" каюту с 30-40 погибшими детьми, которых, к несчастью, собрали в одном месте незадолго до кораблекрушения, сообщили в пресс-службе Приволжского регионального центра МЧС. Но в трагический круиз по Волге отправились не все пассажиры, которые были в списках. МЧС Татарстана привело уточненные данные: всего в списках 209 человек, на борту находились 205 пассажиров, из них 23 незарегистрированных, четверо в круиз не отправились…

Подготовил Сергей КОШКИН.

P.S.

Те специалисты морского дела в Севастополе, к которым редакция обратилась с просьбой дать комментарии по поводу катастрофы судна, сделать это отказались. Может, не тех спросили?..

КСТАТИ

С 8 по 11 июля в мире произошло много катастроф — автомобильных, железнодорожных, авиационных. За пятницу, субботу и воскресенье в Украине вспыхнули 347 пожаров, в которых погибли 26 человек. В автоавариях погибли 44 украинца, пострадали — 430. 8 июля разбился самолет в Конго, погибли 127 человек. В понедельник в авиакатастрофе самолета в Томский области (Россия) погибли 7 человек. В ДТП в Бангладеш погибло не менее 40 школьников в возрасте от 8 до 12 лет.

Астролог Елена Максимова говорит, что катастрофы 9 и 10 июля были прогнозируемы: "Напряжение нагнеталось с 4 июля, на выходные активизировалась так называемая ось катастроф. Этот год в целом сложен, насыщен чрезвычайными событиями. Так будет длиться до 20 июля. 15 и 17 июля подобный всплеск напряжения может повториться".

ОФИЦИАЛЬНО, В ТЕМУ

После катастрофы теплохода "Булгария" на Волге все украинские теплоходы, возраст которых превышает 25 лет, будут проверены в обязательном порядке в течение месяца. Как сообщает "Комсомольская правда" в Украине" со ссылкой на Министерство инфраструктуры, теплоходов такого же типа, как затонувшая "Булгария", в Украине нет, однако из 63 речных теплоходов большинство эксплуатируется более 35 лет. В Минтрансе заверяют, что их состояние удовлетворительное, однако ввиду того, что в настоящее время в Украине оживленный водный сезон, суда будут еще раз проверены. Все 63 теплохода осуществляют рейсы в пределах черты больших городов. По данным Мининфраструктуры, популярные круизные маршруты, связывающие Киев с черноморскими курортами, обслуживаются 7 более новыми судами класса "река-море".

Другие статьи этого номера