Министр внутренних дел по Татарстану Асгат Сафаров считает, что команда теплохода "Булгария", который затонул на Волге 10 июля, была неквалифицированной. Поэтому ответственность за случившееся должен нести и тот, кто ее набрал, и некоторые члены экипажа.
"К уголовной ответственности по делу о кораблекрушении будут привлечены и члены экипажа, хотя спешить с оценками, обвинениями не надо", — заявил главный полицейский республики в вечерней программе телекомпании "Эфир" в Казани. Он пояснил, что среди членов экипажа были и женщины и подростки: поварихи, официантки, аниматоры. "Например, буфетчице — 18 лет, матросу — 17 лет, стажеру — 17 лет. Они ведь тоже чьи-то дети. Для многих из команды эта навигация была первая в жизни", — отметил министр. Поэтому он считает что, "нужно разобраться: кто набрал эту неквалифицированную команду". "Вот этот человек, конечно, должен ответить", — сказал Сафаров, передает "Интерфакс".
По факту крушения "Булгарии" уже возбужден ряд уголовных дел: о неоказании капитаном судна помощи терпящим бедствие (статья 270 УК РФ), о нарушении правил эксплуатации (статья 263 УК РФ) и оказания туруслуг (статья 238 УК РФ). Арестованы гендиректор ООО "АргоРечТур", субарендатор "Булгарии", Светлана Инякина и старший эксперт Камского филиала Российского речного регистра Яков Ивашов, подписавший свидетельство о готовности судна к эксплуатации. Также задержан и капитан одного из двух судов, прошедших мимо "Булгарии" и не оказавших помощь тонущим людям с погрузившегося под воду теплохода.
Тем временем продолжаются работы по подъему затонувшего судна со дна Куйбышевского водохранилища, сообщил официальный представитель оперативного штаба по подъему судна Тимур Хикматов.
В ГИБЕЛИ ТЕПЛОХОДА "БУЛГАРИЯ" ПРИСУТСТВОВАЛ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР
Как бывший корабельный инженер-механик ЧФ, я убежден, что катастрофа на реке Волга с гибелью теплохода "Булгария" показали морскую безграмотность экипажа по обеспечению его непотопляемости. Чтобы немного популярно расширить познания читателей, хочу напомнить, что у судна есть одно из важнейших мореходных качеств — его остойчивость, которую "Булгария" потеряло. Что же такое остойчивость? Это способность любого плавающего изделия при отклонении от положения равновесия возвращаться в первоначальное состояние после прекращения действия отклоняющих сил (порыв ветра, удары волн о борт).
Посмотрим, как развивались события на судне в роковой день 10 июля с.г. Теплоход вышел из Казани с одним работающим двигателем, с креном на правый борт и с топливом в цистернах, заполненных по информации на 1/3 своего объема. Иллюминаторы как на верхней, так и особенно на нижней палубе, были открыты. Разбираем далее ход событий. Плавание с одним двигателем допускается. Относится это к особым случаям эксплуатации механической установки и предусмотрено руководящими документами. В моей практике такое было. Так как цистерны не были полностью заполнены топливом, то это топливо при крене изменило свое положение, и его центр тяжести переместился в сторону имеемого крена. Возник новый крен, значительно ухудшив остойчивость теплохода. Погодные условия изменились: подул шквалистый ветер, увеличилась высота волны. Экипаж в данный момент не выполнил мероприятия по герметизации корпуса. Вода поступала в открытые иллюминаторы. Механики либо не знали, либо еще что, но мер для исключения перетекания топлива в цистернах не приняли.
Напомню немного из теории корабля: жидкие грузы, если они не полностью заполняют цистерны, при крене оказывают отрицательное влияние на остойчивость судна вследствие наличия свободно-переливающейся поверхности. Таким образом, дополнительный крен с учетом сказанного значительно ухудшил остойчивость теплохода, и он ее фактически потерял, уйдя под воду. Выполни бы все мероприятия по герметизации корпуса, по правильному расходованию топлива, "Булгария" осталась бы на плаву и жуткой трагедии не случилось.
В свое время при переходе из Севастополя в порт Сурабая (Индонезия) на эскадренном миноносце довольно старого проекта 30-бис мне пришлось пересечь Индийский океан, встретивший нас сильным штормом. На пути к острову Цейлон, а это четыре дня и четыре ночи, корабль, где я был командиром машинной группы, подвергся суровому испытанию на прочность. Однако герметичность корпуса была полностью обеспечена. Морская вода не проникла ни в кубрики, ни в каюты через иллюминаторы и водонепроницаемые двери. Корабль порой напоминал подводную лодку, ныряющую в крутую океанскую волну. Благодаря мастерству экипажа мы смогли пройти весь путь без поломок и потерь личного состава.
Трагический случай с российским теплоходом "Булгария" еще раз доказывает, что водная стихия никаких упущений не прощает. Надо продолжать совершенствование специального морского мастерства, добиваться строгой дисциплины и исполнительности.
В. КУЛИК, бывший инженер-механик ЧФ.