В кинопавильоне Национального музея героической обороны и освобождения Севастополя многочисленной зрительской аудитории был представлен кинофильм «Художник Анатолий Шорохов», созданный творческой мастерской-студией «Арт-ТВ-Про». Над воплощением масштабного замысла работали: Игорь Красовский — режиссер и оператор-постановщик, Нина Колмовская — сценарист, Сергей Глущенко — монтажер и специалист по компьютерной графике.В течение последнего пятилетия, если не десятилетия, я зачастил на различные художественные выставки. Большинство их оставило впечатление жанровой и тематической монотонности: пейзажи и натюрморты, натюрморты и пейзажи. "Так велит рынок", — говорят художники. И лишь Анатолий Шорохов демонстрирует независимость от запросов и вкусов масс потребителей произведений изобразительного искусства.
Да, Анатолий Федорович берется и за пейзажи, и за натюрморты. Пишу это, а перед глазами — созданные мастером ночные виды Батилимана, деревеньки у тихого пруда… Но Анатолий Шорохов — один из немногих наших художников, склонных к философским размышлениям у покрытых грунтом полотен с кистью в руке. Он способен открыть для себя и для нас с вами внутренний мир изображаемых людей, его постоянно влечет страсть к познанию глубин истории.
Многоплановость творчества живописца, демонстрируемое им высокое мастерство, не декларируемая, а подлинная его любовь к Севастополю и его жителям вдохновили Игоря Красовского и его команду на создание фильма. Кто-то из представителей этого творческого коллектива признался, что первоначально предполагалось втиснуть кинорассказ в 40 минут, но на него едва хватило одного часа 52 минут. Полнометражный фильм! Он — о долгом жизненном пути, который вел живописца к мастерству, к признанию зрителей.
Условно фильм состоит из блоков. Один из них посвящен полотнам философской направленности, второй — произведениям на исторические темы, третий — искусству портрета, четвертый — показу войны, пятый — да, пейзажу, шестой — графике…
Как, скажите, не восхититься его холстами, зовущими к глубоким раздумьям о зачастую горестных событиях нашей новейшей истории: "Покаяние", "Восхождение", "Веды красоты"… Без преувеличения эти и другие картины данной серии — гражданский подвиг художника. Бьет в глаза резкий контраст содержания и красок произведений военной тематики. Героиня одного из них — исхудавшая в военное лихолетье учительница со своими учениками на жухлом жнивье. В руках ребят — скромные пучочки колосков: все для фронта, все для победы.
А вот и она, Победа! Ее олицетворение художник увидел в образе полной жизни девушки-фронтовички. На радостях крепкие руки воинов подбросили ее в яркое голубое небо весны 1945 года. На презентации фильма я с любопытством узнал, что своей героине художник передал портретное сходство с Натальей Свиркиной — курьером "Славы Севастополя", старейшей в городе газеты, с которой Анатолий Федорович плодотворно и всегда с выдумкой работал десятки лет.
В фильме его создателям хорошо удалось передать этапные картины в богатой творческой биографии художника. Так, в 1983 году севастопольцы задумались над тем, чтобы во Владимирском соборе — усыпальнице адмиралов, филиале Национального музея героической обороны и освобождения Севастополя разместить панораму или диораму "Синопский бой", как положено, с живописным полотном и предметным передним планом.
За осуществление этого грандиозного замысла взялась группа местных художников. Как-то к ним зашел Анатолий Шорохов. Ознакомившись с набросками коллег, он поделился своими соображениями, как мог бы выглядеть на картине Синопский бой. А собратья по ремеслу возьми и скажи: "Принимайся сам за работу, у тебя хорошо получится". И Анатолий Федорович согласился.
Прежде чем взять в руки кисти, художник обратился к литературным источникам, материалам архивов. Им было выполнено несколько эскизов. На данном этапе заказчику показалось, что солидней будет, если за живопись возьмутся не местные художники, а мастера студии военных художников имени Грекова. Дождались их изобразительной версии Синопского боя. Удивительно, но эскизы москвичей почти не отличались от проб Анатолия Шорохова.
Наступил пик горбачевских перестройки и гласности, и об установке полотна во Владимирском соборе — усыпальнице адмиралов забыли. Но Анатолий Федорович не расстался с мыслью написать картину "Синопский бой". Она для него — одна из самых дорогих. Полотно пытались купить иностранцы, в том числе и турки. Но с экрана автор, у которого режиссер взял интервью, заявил, что эта картина останется в Севастополе.
После коллизий с панорамой "Синопский бой" вряд ли кто-то вновь взялся бы за осуществление столь масштабных проектов. Но в 2004 году Анатолий Федорович вдохновился темой Балаклавского сражения. Витала идея — на месте событий полуторавековой давности поднять павильон с панорамным полотном. Дело остановилось на эскизе впечатляющих размеров — восемь метров на 90 сантиметров — свыше семи квадратных метров. Готовое произведение, в котором отведено место батальным, бытовым сценам, грандиозным узнаваемым пейзажам ближайших окрестностей Балаклавы…
Фильм запоминается иными привлекательными сторонами. В нем говорят мэтр, его друзья и родственники, показывают картины, звучит музыка. Получился гармоничный синтез, сплав нескольких видов искусств, чего нигде не увидишь и не услышишь.
После просмотра фильма зрители поздравили его создателей с творческой удачей. Они говорили, что в духовную сокровищницу Севастополя внесен новый весомый вклад.