На протяжении трех месяцев в акватории Севастополя (от мыса Феолент до мыса Лукулл) судами «Трофа» и «Печора» производится незаконная добыча песка. Об этом в ходе заседания постоянной экологической комиссии городского совета сообщил общественный инспектор государственной Азово-Черноморской экоинспекции Николай Подоляка. По его словам, эти два судна не впервые попадаются на нарушении действующего природоохранного законодательства."Изначально "Трофа" занималась добычей песка в районе Донузлава. Крымская прокуратура провела проверку и, что называется, перекрыла кислород этим, с позволения сказать, предпринимателям. Капитана судна это обстоятельство никоим образом не смутило. Они продолжили свою деятельность в акватории Большой Ялты", — рассказал Николай Подоляка.
Маршрут "охотников за песком" был таков: Ливадия, Ореанда, Гурзуф. Отвадить злоумышленников от последнего населенного пункта помог лично премьер-министр Украины Николай Азаров. Тогда "Трофа" стала заниматься привычным делом в районе Фороса. Здесь предприимчивую команду настигла государственная пограничная служба. Совместно с Азово-Черноморской экологической инспекцией на борту судна была проведена ревизия. Выяснилось, что в вахтенный журнал заносятся заведомо ложные данные. Николай Подоляка сообщил: "Количество песка, хранимого в трюмах, занижалось как минимум в три раза".
В начале 2012 года "Трофа" начала добывать песок в акватории Севастополя. "Они получили в министерстве лицензию. Однако этого документа недостаточно для того, чтобы начать работу. Необходимы согласования городского совета и госадминистрации, договоры на аренду водной глади и земельного участка, заключение экологической экспертизы. Ни одно условие из этого перечня выполнено не было", — констатировал председатель постоянной комиссии горсовета по экологии Карп Булатов.
Тем не менее "Трофа" продолжала свою деятельность, причем неподалеку от берега (расстояние составляло не более 200 метров). В сутки судно добывает примерно 8 тысяч тонн. Работает команда без выходных. Несложно посчитать, сколько песка было "выкачано" за три месяца. Перегружалась добыча на трех площадках: в Евпаторийском морском торговом порту, в Ялтинском морском торговом порту и на 237-м причале Севастопольского порта. После перевалки песок отправлялся в Сочи на строительство олимпийских объектов. Аналогичной деятельностью занималось и судно "Печора", с той лишь разницей, что оно самостоятельно доставляло груз до конечного пункта назначения.
"Работа "Трофы" и "Печоры" наносила огромный вред экологии Севастополя. Для простоты поясню, как происходит добыча: в дно вставляется трубка, при помощи которой высасывается все содержимое. Таким образом, уничтожаются природные биоценозы. А ведь именно в акваторию нашего города на кормежку приплывают дельфины со всего Азово-Черноморского бассейна. Кроме того, в районе Качи есть уникальные камбальные места. Все это уничтожается. Более того, "откачка" песка приводит к обвальным явлениям", — пояснил Николай Подоляка.
Азово-Черноморская экологическая инспекция направила в Севастопольский морской рыбный порт предписание о запрете на выход в море судна "Трофа". Впрочем, капитан порта этот документ проигнорировал. Природоохранная прокуратура бездействует, ссылаясь на то, что проверяющих не пускают на борт судна. В связи с создавшейся ситуацией постоянной комиссией по экологии было принято решение направить обращение в прокуратуру города, а также инициировать аннулирование лицензии, выданной судну "Трофа" министерством. "То, что делают эти горе-предприниматели, — это преступление против Севастополя и севастопольцев. Мы возьмем это дело на контроль и заставим соответствующие органы довести его до конца", — заключил председатель комиссии Карп Булатов.