С начала года в Севастополе было обнаружено 46 взрывоопасных предметов, в том числе 8 авиабомб, 24 артиллерийских снаряда, 9 мин, 4 гранаты. Обезврежено 38.
Вчера в акватории Севастопольской бухты шли работы по обезвреживанию взрывоопасных предметов времен Великой Отечественной войны, в связи с чем было приостановлено движение морского пассажирского транспорта по маршрутам «Артбухта — пл. Захарова» и «Артбухта — Радиогорка».Как заявил начальник территориального управления МЧС Украины в Севастополе генерал-майор милиции Геннадий Сухорученков, решение об уничтожении двух авиабомб было принято сразу же после их обнаружения 30 января.
Опасные находки были обнаружены в 80 метрах от береговой линии на восьмиметровой глубине.
Генерал-майор отметил, что взрывоопасные предметы пролежали на дне Севастопольской бухты со времен Великой Отечественной войны, то есть не были принесены течением. Он также заявил, что данный случай является нестандартным, поскольку впервые в центре города были обнаружены такие крупные боеприпасы.
Работы по уничтожению бомб начались в 8 утра на мысе Хрустальном возле памятника «Солдат и Матрос». Был развернут оперативный штаб, после чего началась транспортировка обеих авиабомб на внешний рейд на понтонах при помощи катера УМЧС. В 10.50 она была завершена. В 10.52 началась закладка заряда.
В районе полудня прозвучал отпугивающий морскую живность взрыв, а затем в течение пяти минут (ровно в 12.00) были ликвидированы сами боеприпасы.
Операция, в которой были задействованы 9 водолазов и три плавсредства, была успешно завершена.
Затем началась стадия визуального обследования дна.
В обезвреживании снарядов были задействованы все службы города, представители воинских формирований ЧФ РФ и ВМС ВС Украины.
ЧТО НАШЛИ-ТО?
На вооружении германской авиации состоял довольно широкий ассортимент авиабомб — осколочных, осколочно-фугасных, фугасных, зажигательных, химических и др.
Фугасные авиабомбы подразделялись по калибру (весу) и толщине стенок. Основные калибры: 50, 250, 500, 1000, 1800 и 2500 кг. По толщине стенок корпуса различались на тонкостенные SC с цилиндрической средней частью, приваренным носовым коком и привинченным хвостовым обтекателем со стабилизатором (бомба снаряжалась через донную часть), и толстостенные SD — цельнолитые, хвостовой обтекатель привинчивался после снаряжения бомбы.
На основе толстостенных бомб делались бронебойные и ракетно-фугасные (с ракетным двигателем для поражения бронированных и железобетонных целей) бомбы. Они обозначались PC и PS.
Бомбы оснащались боковыми взрывателями. Подвесная система была в виде одного ушка или колодки (для тяжелых бомб). Чтобы уменьшить глубину проникновения бомб в грунт и увеличить эффект ударной волны, к головной части некоторых бомб приваривали кольцо или чугунные наконечники в виде лемеха.
Фугасные авиабомбы калибром до 1000 кг окрашивались в серый цвет, а калибром свыше 1000 кг — в светло-голубой.
SC (Sprengbombe Cylindrich) — фугасная, цилиндрической формы бомба общего назначения. Калибр от 10 до 2500. Бомбы калибра 50 и 10 имели один взрыватель, больших калибров — два. Взрыватели механические и (или) электрические. Количество ВВ 45-50% от общего веса бомбы.
SC 250. Вес 250 кг, диаметр 368 мм, длина 1651 мм, вес взрывчатого вещества 135 кг.
SC 500. Вес 500 кг, диаметр 470 мм, длина 2022 мм, вес взрывчатого вещества 270 кг.
Подготовили Антон СЕНЧЕНКО, Ирина КАРАТАЕВА, Дмитрий ЖЕЛНИН.
Фото Владимира Докина.