Берегись обвалов и оползней!

Берегись обвалов и оползней!

В 1969 году после нескольких обвалов на городских трассах в Севастополе был создан оползневый пост. Наш корреспондент встретился с ведущим геологом казенного предприятия «Южэкогеоцентр» А.П. Федоровым, возглавляющим этот пост с 1972 года, и задал несколько вопросов, чтобы узнать, почему в Севастопольском регионе часто происходят опасные геологические процессы и какие меры необходимо принимать, чтобы предотвращать их.— Алесей Павлович, какая была необходимость в создании этого поста?

— Геологи поста являются сотрудниками оползневого поста Ялтинской инженерно-геологической партии КП «Юж-экогеоцентр», ведущего работы по изучению опасных экзогенных геологических процессов и занимающегося наблюдениями за состоянием морского побережья Черного моря. В Севастопольском регионе есть около 120 оползней, значительная часть которых находится сейчас в стабильном состоянии. Их активизация происходит как по причине естественных природных процессов, так и в результате техногенного воздействия на них.

В 1995 году оползень прервал под Севастополем движение поездов по железной дороге. В 1997 году оползень сделал невозможным использование автострады Севастополь — Ялта. Эти геологические процессы были вызваны антропогенными факторами, то есть вмешательством человека в природную среду. А вот активизация оползня в 2007 году в Сушильной балке (в районе ТЭЦ) произошла из-за большой утечки воды из магистрали КП «Севгорводоканал» СГС.

Особо хочу подчеркнуть, что строительство на оползнях без предварительных инженерно-геологических изысканий запрещается, так как приводит к опасным последствиям. В связи с этим конкретный пример: в 2011 году в головной части оползня у поселка Любимовка был построен двухэтажный дом, а в 2013 году рядом с ним соорудили еще два коттеджа. В результате активизации оползня в марте этого года строения были настолько деформированы, что их пришлось демонтировать. Противооползневые мероприятия необходимо осуществить и на улице Подольцева, где под угрозой разрушения находятся жилые дома и строение КП «Горсвет».

— Расскажите, пожалуйста, о причинах обвалов в городе.

— Если говорить об обвалах подпорных стен, построенных из бута на глине еще «при царе Горохе», то наибольшую опасность представляет шестиметровая стена на улице Новикова в Балаклаве, которая покосилась в результате давления оползневого склона. Есть реальная угроза обвала блока известняка объемом 30 кубометров на проезжей части Красного спуска. Там, несмотря на дорожный знак, запрещающий движение по правой стороне дороги, троллейбусы следуют как раз вблизи обвалоопасного склона.

— В публикации в «Славе Севастополя» за 6 апреля «Допрыгаемся» ли на этот раз?» поднималась проблема безопасности отдыха на юго-западном побережье нашего региона, но ведь такая же опасность существует и на западном побережье Севастополя, где обвалы в береговой зоне происходят регулярно.

— Совершенно верно, причем объемы обвалов там могут быть до нескольких тысяч кубометров, хотя и небольшие обвалы приводят к трагическим последствиям. В районе поселка Николаевка в 2010 году под обвалом всего в 60 кубометров погибло двое отдыхающих, а на следующий год там же была смертельно травмирована молодая женщина. Проблему безопасности отдыха на западном побережье можно бы решить путем терассирования обрывистых берегов, но у местного бюджета на эти работы нет финансовых средств, а потенциальные инвесторы благотворительностью не занимаются. В связи с этим в поселке Кача появился проект создания берегоукрепительных сооружений с размещением в них помещений для отдыха.

Если не лукавить и называть вещи своими именами, то фактически здесь строятся апартаменты со звучным романтическим названием с целью их продажи, хотя законодательство Украины запрещает строительство в 100-метровой береговой зоне любых сооружений, кроме гидротехнических. Нам хорошо известно, что закрепление локальных участков берега приводит к усилению размыва и разрушению побережья на соседних участках. В районе села Песчаного и поселка Николаевка строительство берегозащитных сооружений уже привело к исчезновению пляжей и разрушению набережных на протяжении двух километров.

Проект строительства берегозащиты в Каче предусматривал ежегодное пополнение пляжа гравием или щебнем, однако со времени строительства в 2006 году апартаментов и по сию пору пляж не был пополнен ни одним кубометром. Будущие владельцы апартаментов в скором времени окажутся перед необходимостью ежегодно закупать и завозить в пляжную зону гальку или гравий, иначе пляж исчезнет, и тогда никакая берегозащита не устоит перед натиском моря и будет разрушена.

— Почему вы уверены, что все произойдет именно так?

— Освоение западного побережья с целью рекреации идет все более активно, и этот процесс сопровождается закреплением обвалоопасных склонов, возведением различного рода берегоукрепительных сооружений, но это палка о двух концах. Пляжей без источников питания не бывает. Ведь именно обвалоопасные береговые склоны являются в нашем районе основным поставщиком пляжного материала. Пляж может существовать только при соблюдении двух условий: когда не иссякает поток вдольбереговых наносов и пляжу есть, куда отступать. После застройки пляжа отступать ему уже некуда, а поток наносов в ближайшее время иссякнет. После этого спасти то, что уже построено, смогут только подсыпки пляжного материала в десятки тысяч кубометров и строительство бун. Предвижу в скором времени многочисленные иски владельцев апартаментов к застройщику.

— Алексей Павлович, так что же надо сделать для сохранения пляжей?

— Следовало бы запретить любое капитальное строительство в береговой зоне до разработки генеральной схемы берегозащиты от Любимовки до мыса Тюбек и даже до Евпатории. Необходимо обеспечивать безопасность отдыхающих путем регулярных обследований побережья, выявления особо опасных участков (ограждение и контролируемое их обрушение), а также информировать курортников о том, как им следует вести себя в обвалоопасном районе.

На снимке: последствия активизации оползня у поселка Любимовка.

Другие статьи этого номера