Благодаря специальным коррекционным методикам, используемым в ДУЗ N 33 (ул. Гавена, 20-а), тотально слепой четырехлетний ребенок за год значительно расширил свои представления о мире, а главное — получил возможность общаться со сверстниками.ТВОРЯЩИЕ ЧУДЕСА
О том, что в нашем городе детям с нарушением зрения и их родителям успешно помогают сотрудники дошкольного учебного заведения N 33, известно давно. Корреспонденты «Славы Севастополя» не раз бывали здесь в гостях. Но то, что произошло в этом дошкольном учреждении за последний год, можно считать настоящим чудом.
— Это правда, что ваш незрячий воспитанник за год научился «видеть» пальчиками? — интересуемся у заведующей ДУЗ N 33 Светланы Ивановны Зарапиной.
— Правда. Ребенок пришел к нам в сентябре прошлого года в трехлетнем возрасте, и занятия с ним дают потрясающие результаты. За год тотально слепой малыш многому научился: педагог выставляет объемные игрушки, и он безошибочно находит предметы, определяя их на ощупь.
Тифлопедагог отдельно готовит пособия для него. Если детям вырезают фигурки из бумаги, то ему — из объемных материалов. На открытом занятии по математике ребенок вместе со всеми выполнял упражнения и нигде не ошибся, все сделал правильно.
— Кроме него кто-то еще такие же результаты показывает?
— Результаты есть у всех детей. Просто этот ребенок — особенный.
В больших городах создаются специальные группы для тотально слепых детей. А у нас он включен в среду зрячих детей, и это тоже играет свою положительную роль. Это элемент инклюзии. Так мы идем к тому, чтобы люди с ограниченными физическими возможностями находились в обществе, а не изолировались от него.
В настоящее время у нас много воспитанников со сложными диагнозами. Но, как показывает опыт, даже незрячим детям вполне доступна работа, например, с песком и крупной мозаикой, которую предлагают наши специалисты.
В нашем дошкольном заведении успешно сочетаются медицина и педагогика. Каждый ребенок по назначению врача-офтальмолога и под руководством медицинской сестры-ортоптистки проходит бесплатное лечение на аппаратах. Осуществляется комплексный многосторонний подход к коррекции развития детей силами тифлопедагогов, логопедов, психолога.
ТИФЛОПЕДАГОГ + ПСИХОЛОГ = …
— С логопедами и психологами многие родители успевают познакомиться, пока растут их дети. А кто такой тифлопедагог?
— Учитель-дефектолог (тифлопедагог) является ведущим специалистом, координирующим и направляющим коррекционно-педагогическую работу, — поясняет тифлопедагог Ирина Юрьевна Закревская. — Дело в том, что зрение и зрительное восприятие — не синонимы. Зрение — это острота видимого глазом изображения. Зрительное восприятие — способность осмысливать то, что видишь, а для этого необходим определенный уровень интеллектуального развития. Тифлопедагог, развивая зрительные функции, учит детей видеть, а не просто смотреть! На коррекционных занятиях используются авторские развивающие игры и упражнения для развития логического мышления, памяти, внимания, воображения Г. Домана, М. Монтессори и других.
Ребенок должен познавать мир, более 80% информации он получает благодаря зрению. И мы создаем новые современные специально оборудованные кабинеты, оснащенные компьютерной техникой, не только для лечения и восстановления зрения ребенка, но и для развития его познавательной сферы. Тифлопедагоги используют в своей работе световые стимуляторы, амблио-тренеры, цветовые офтальмотренажеры, арт-терапевтические тренажеры, такие как «Песочная фантазия», «Солнечная мозаика», и другие.
— Действительно, рисовать песком — не совсем обычно. Откуда возникла такая идея?
— Наши специалисты используют современные методики обучения и развития слабовидящих и слепых детей, опираясь на опыт работы научно-реабилитационного центра «Левеня» под руководством кандидата педагогических наук, доцента, заведующей кафедрой коррекционной педагогики ЛОИПО В.Н. Ремажевской; рекомендации Института специальной педагогики НАПН Украины и ИПО Севастопольского ГГУ.
Параллельно с развитием зрения у ребенка силами логопедов развивается речевая деятельность. Практический психолог создает комфортные условия для формирования личности ребенка, развивает познавательную сферу детей, активно работает с родителями. Все воспитатели имеют специальную курсовую подготовку и опыт работы с детьми с нарушением зрения. Это доброжелательные, энергичные люди, отдающие свое сердце детям. Главной задачей коллектива является оказание помощи каждому, кто в ней нуждается.
КОЛЛЕКТИВНЫЙ ТРУД — ЗАЛОГ УСПЕХА
— У нас сложился уникальный коллектив, — продолжает разговор Светлана Ивановна. — Колоссальный опыт имеют учителя-дефектологи Ирина Юрьевна Закревская, Ирина Станиславовна Федченко, Маргарита Даниловна Иванова, Тамара Никитична Давиденко, психолог Татьяна Юрьевна Макарова, медсестра-ортоптистка Алла Анатольевна Шувалова…
Когда я в сентябре прошлого года пришла сюда работать, захотелось что-то изменить к лучшему. И сотрудники меня поддержали. Были необходимы отдельные полноценные кабинеты для специалистов, так как когда в отгороженных от групп «уголках» находятся сразу два специалиста, нет такой отдачи в индивидуальной работе для детей. И мы их сделали! Теперь у каждого педагога-дефектолога свой отдельный кабинет, где с ребенком проводится индивидуальная коррекционная работа. И это приносит положительные результаты.
— Если обратиться к статистике, то как обстоят дела со зрением у современных детей?
— В нашем саду работает врач-офтальмолог Ирина Евгеньевна Шелест. По ее словам, зрение у современных детей с каждым годом ухудшается. А ведь если зрение плохое, то скорее всего есть проблемы и с сердцем, и с сосудами: в организме все взаимосвязано. И именно в детском возрасте легче справиться с нарушениями зрительной системы. Мы принимаем детей в возрасте от двух лет и старше.
— К особым детям нужен особый подход. Как решаете эту проблему?
— Дети, у которых нормальное зрение, одновременно и видят, и осязают. Детям же с нарушенным зрением легче познавать мир тактильно. Поэтому воспитатели изготовляют своими руками объемные пособия, которые нигде не купишь. Такой творческий подход педагогов очень помогает нашим воспитанникам.
А вообще для того чтобы помочь слабовидящим детям, необходимо взглянуть на окружающий мир их глазами. Наши педагоги изготовили специальный ролик, где показано, что видит ребенок с нарушением зрения при том или ином диагнозе.
Мечта всех родителей на свете — вырастить своего ребенка активным, деятельным, гармонично развитым человеком, которому интересно жить, общаться с другими людьми и самому быть интересным для окружающих. Мы тоже помогаем детям расширять круг их возможностей, а нашими союзниками в этой работе являются родители.
Выпускники ДУЗ N 33 — это успешные, активные, творческие, счастливые дети, которые продолжают свое обучение в гимназиях и массовых школах города.
— Плохое зрение можно назвать бичом современного общества. Если у родителей детей со слабым зрением возникнут вопросы, куда можно обратиться?
— При нашем детском саде есть консультационный пункт, куда могут подойти родители и проконсультироваться с любым специалистом: тифлопедагогом, психологом, логопедом, медсестрой-ортоптисткой… Мы можем предоставить какие-то материалы для работы с ребенком, но это уже решается в индивидуальном порядке.
Естественно, лучше, когда ребенок постоянно находится в поле зрения специалистов: у нас, например, почти с каждым ребенком, кроме тифлопедагога, занимается и психолог, и логопед. Их совместая работа дает положительные результаты.
Совместно с окулистом при необходимости мы подготавливаем детям справку в школу, чтобы учитель также мог найти индивидуальный подход к каждому нашему выпускнику, учел все его особенности. Если у ребенка сложный дефект, то такая справка очень полезна.
— Спасибо за беседу.
Фото Д. Метелкина.