Предприниматели, готовьте свои «кассы» к 1 июля!

Предприниматели, готовьте свои "кассы" к 1 июля!

Для оснащения кассовых аппаратов модемами и обеспечения всех технических требований к кассовому аппарату предпринимателям, использующим их, дано время до 1 июля 2013 г. Напомним, что с 1 января 2013 года вступили в силу законодательные нормы, обязывающие провести модернизацию «касс», чтобы создавать контрольную ленту в электронном виде. О том, как новации по представлению контрольной ленты и фискального отчетного чека в электронном виде внедряются в Севастополе, мы беседовали с начальником отдела мониторинга денежных операций ГНС в Севастополе А. КУРТСЕИТОВЫМ.— Асан Назимович, расскажите нашим читателям о произошедших изменениях в законодательстве о кассовых аппаратах?

— С 1 января действуют новые законодательные нормы, которые обязывают всех субъектов хозяйствования использовать в своей деятельности регистраторы расчетных операций (так называемые РРО, или кассовые аппараты, как мы привыкли их называть), которые обеспечивают создание и передачу данных в режиме онлайн. Благодаря такой новации все копии расчетных документов и фискальных отчетных чеков (Z-отчетов) будут формироваться на контрольной ленте в памяти аппарата. Один раз в день этот отчет будет передаваться на сервер обработки информации. Необходимо отметить, что указанные изменения в законодательстве не вводят дополнительных обязанностей для субъектов хозяйствования, а только меняют старый порядок представления отчетности.

— Это значит, что теперь абсолютно все предприниматели должны применять такие кассовые аппараты?

— Конечно нет. Эти изменения касаются только тех субъектов, которые используют их в своей деятельности. Законом Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» четко определены условия, при которых предприниматель обязан использовать в работе кассовый аппарат. К примеру, если это торговля подакцизным товаром (алкоголь, табак). В отдельных случаях законодатель освободил предпринимателей от применения регистратора расчетных операций. Например, могут не использовать кассовые аппараты в своей деятельности предприниматели — физические лица на едином налоге. Т.е. обязанность использовать кассовый аппарат зависит от сферы деятельности субъекта и системы налогообложения, которую он использует.

— Получается, что предпринимателям и предприятиям, которые работают с кассовыми аппаратами, нужно приобретать новую технику?

— Есть два способа обеспечить требования действующего законодательства. Первый — приобрести новый кассовый аппарат, который уже поддерживает передачу электронной контрольной ленты и фискального отчетного чека. Второй — это доработка уже имеющейся у субъекта хозяйствования кассовой техники путем замены версии программного обеспечения и присоединения к нему модема.

На сегодняшний день уже утвержден Госреестр регистраторов расчетов операций, которым определены кассовые аппараты, подлежащие доработке. Техническим обеспечением занимаются центры сервисного обслуживания. Сегодня производится доработка двух кассовых аппаратов MINI-500.02ME и MINI-ФП6. В этом месяце ожидается обеспечение доработки кассовой техники марки «ИКС».

— Иногда выдают чек, а на нем написано, что он не фискальный. Что это значит? И коснутся ли изменения таких кассовых аппаратов?

— Если регистратор расчетных операций выдает чек, в котором указано, что он не фискальный, значит, такой кассовый аппарат не зарегистрирован в налоговых органах. Зачастую бизнесмены используют регистраторы для внутреннего контроля за товарами или персоналом. В таких случаях можно использовать любую модификацию регистраторов расчетных операций, ведь изменения в законодательстве касаются только тех кассовых аппаратов, которые зарегистрированы и применение которых требуется по закону.

— А если предприниматели не успеют до 1 июля выполнить требования нового законодательства и модифицировать кассовый аппарат?

— За невыполнение требований законодательства предусмотрены штрафные санкции. В этом случае предусмотрены санкции за непредоставление контрольной ленты и фискального отчетного чека в электронном виде в органы ГНС в размере 10 необлагаемых минимумов доходов граждан (170 грн). Учитывая, что исполнение норм требует и времени, и денежных затрат, предоставлен полугодовой период, на протяжении которого нужно обеспечить требования законодательства при использовании РРО, в течение которого штрафы не применяются.

— Скажите, чем на ваш взгляд, продиктована необходимость таких глобальных изменений?

— Основная цель — автоматизировать процесс сдачи отчетности и обеспечить ее подачу средствами электронной связи через Интернет. Предприниматель должен тратить максимум времени на свою основную деятельность и как можно меньше — на общение с налоговой. Поэтому внедрение новых электронных сервисов — главный тренд 2013 г. Именно такое нововведение в ближайшем будущем освободит субъекты хозяйствования от ежемесячной подачи отчетности об использовании кассовых аппаратов в бумажном виде. Но и это не конечная цель. А это несомненные плюсы для представителей бизнеса.

— А как в настоящее время обстоят дела с проверками, часто ли наши предприниматели проверяются на предмет, скажем, пробития чека?

— Если говорить языком цифр, то я могу привести статистику количества проверок за последние 3 года. В 2010 году таких проверок было 2334, в 2011 году — 555 , а в 2012 году — всего 167. Нетрудно подсчитать, что количество проверок снизилось практически в 14 раз! И в этом году такая тенденция сохраняется: за первый квартал 2013 г. проведено всего 20 проверок, то есть менее 7 проверок в месяц. Это свидетельствует о внедрении неконфликтных методов работы с плательщиками налогов относительно необходимости осуществления деятельности без сокрытия наличной выручки и добровольной и в полном объеме уплаты налогов в бюджет.

— А какого рода нарушения чаще всего вы фиксируете? Это важно озвучить, тем более что к лету у всех работы прибавится. Как правило, в курортный сезон приток туристов обеспечивает рост выручки. А когда работы много, вероятность ошибки увеличивается!

— Основные нарушения нельзя назвать эксклюзивными — они фактически всегда одни и те же: проведение расчетов без применения регистраторов расчетных операций, невыдача потребителю расчетного документа — чека и несоответствие наличности на месте проведения расчетов сумме средств, указанных в дневном отчете РРО. Если сказать просто, то это намерение субъекта хозяйствования занизить налогооблагаемую базу и уклониться от уплаты налогов.

— Правда ли, что все магазины при расчетах с покупателями должны обеспечить наличие платежных терминалов для предоставления возможности нашим гражданам рассчитаться зарплатной или, скажем, кредитной карточкой.

— В 2010 г. было принято постановление КМУ, которое обязывает предпринимателей, ведущих деятельность в сфере продажи товаров, общественного питания и услуг и использующих в соответствии с законом регистраторы расчетных операций, осуществить переход на обязательный прием специальных платежных средств для осуществления расчетов за проданные товары или услуги. Иными словами, необходимо установить терминал для возможности рассчитаться с помощью платежных средств.

Эти новации внедрены для удобства граждан, ведь уже большинство населения получает заработную плату, пенсию или другие виды денежного обеспечения на банковские карты. Возможность рассчитаться за товары или услуги, не бегая по городу в поисках банкомата, — это комфорт и удобство для потребителей. Конечно, законодатель предусмотрел случаи, когда можно не устанавливать терминал.

Освобождаются от обязательного приема специальных платежных средств объекты общественного питания закрытого типа, которые обслуживают определенный контингент потребителей, в частности, личный состав Вооруженных Сил и других военных формирований, студентов, учеников и преподавателей высших, профессионально-технических, общеобразовательных учебных заведений, работников промышленных предприятий. А также предприятия торговли площадью до 20 кв. метров (кроме автозаправочных станций) могут пока не устанавливать терминалы и субъекты хозяйствования в населенных пунктах с численностью населения меньше 25 тысяч. За отсутствие такого терминала с 2013 года Кодексом Украины об административных правонарушениях предусмотрена ответственность в виде штрафа от 1700 до 3400 грн и от 8500 до 17000 грн.

— Что бы вы хотели пожелать нашим читателям в заключение нашей беседы?

— Пользуясь случаем, хочу обратиться к жителям города с просьбой требовать у продавцов товаров или услуг расчетные документы, а также при пользовании услугами маршрутных такси. Не забывайте о том, что расчетный документ — это документ, который дает вам право вернуть некачественный товар продавцу, а билет на проезд в транспорте гарантирует страхование при пользовании услугами перевозчиков города.

— Спасибо за беседу!

Другие статьи этого номера