Я могу с уверенностью сказать о том, что о работе нашего Генконсульства севастопольцы и крымчане хорошо информированы. Благодаря средствам массовой информации за два с небольшим года работы и я, и сотрудники консульства ни разу не отказали корреспондентам во встрече, довольно часто мы сами приглашаем журналистов к нам на брифинги, интервью. Хочу сказать, что практически на каждой такой встрече нам задают один и тот же вопрос: «Как вы относитесь к тому, что католической общине много лет не передают здание кинотеатра «Дружба», которое в прошлом было католическим храмом?»
Каждый раз я отвечаю, что в Польше по Конституции церковь и государство разделены. Тогда меня спрашивают: «А почему тогда вы, представитель польского правительства, работаете над тем, чтобы католикам в Севастополе вернули здание костела?» В Польше светская власть не делает различия между католиками, православными, мусульманами или атеистами — определяющим есть соблюдение прав и свобод граждан страны. Моя роль как Генерального консула заключается в том числе и в налаживании сотрудничества и оказании помощи польской диаспоре в Севастополе и Крыму.
В Севастополе работают две польские национальные общины, они объединяют более пятисот человек. В Крыму более двух тысяч этнических поляков объединены в восемь общин. В большинстве своем эти люди — верующие католики. Противники передачи костела католикам в аргументации допускают ошибку. Думаю, ошибаются преднамеренно. Говорят, что они против передачи здания нынешнего кинотеатра полякам. Хотя, я уверен, они отчетливо понимают, что костел передадут не полякам — храм будет принадлежать верующим католикам.
Так исторически сложилось, что у многих из севастопольских католиков — польские этнические корни. Но определяющим в данном случае есть то, что все они граждане Украины. Я знаю, что на богослужения, которые все еще проходят на ступеньках у входа в здание давно уже не работающего кинотеатра, приходят высокопоставленные чиновники городской государственной администрации. А по украинским законам украинским чиновником может быть только гражданин Украины. Получается парадоксальная ситуация: выступающие против передачи костела некоторые чиновники и депутаты городского совета, которым севастопольцы, граждане Украины, делегировали функцию выражать и защищать их права и интересы, отказывают своим избирателям в соблюдении общепризнанных и, я бы сказал, элементарных прав и свобод?! Два священника, настоятели католической общины — не поляки, они украинские граждане.
Хочу немного напомнить о совсем недавней истории. Польша первой из всех мировых стран признала независимость Украины. И на протяжении всего времени независимости Украины отношения между нашими странами всегда добрососедские — вне зависимости от фамилий руководителей наших государств, от того, какие политические партии приходят в парламенты Польши и Украины. Президент Леонид Кучма еще в 2002 году особо указывал на необходимость возвращения костела в Севастополе. Совсем недавно президент Виктор Янукович во время своего визита в Севастополь тоже высказался за положительное решение этой проблемы.
Украинско-польские отношения в сфере соблюдения прав религиозных общин регулирует двухсторонний договор о диаспорах в Польше и Украине. Я вам ответственно могу сказать о том, что польская сторона свои обязательства по этому договору строго выполняет: у граждан Польши с украинскими этническими корнями нет проблем с изучением родного языка, с организацией и функционированием национальных обществ, с отправлением своих религиозных обрядов. Моя позиция такова: в Украине должны точно так же соблюдать условия этого договора.
Приведу краткую статистику. Генконсульство, которое я имею честь возглавлять, за два с небольшим года работы выдало почти двадцать тысяч виз жителям Севастополя и Крыма. При принятии решения о выдаче визы ни разу не было определяющим вероисповедание или национальность заявителя.
Скажу уже не как дипломат, а как человек, интересующийся историей Севастополя: в этом городе деление людей по религии, вероисповеданию, национальности или любому другому признаку — путь не только не цивилизованный, но и опасный. Опасный в том, что так можно много чего разрушить. С тем подходом к решению очень чувствительных вопросов, который предлагают некоторые депутаты, со временем логично будет подойти к ревизии роли и места в истории Севастополя Томаса Маккензи или Эдуарда Тотлебена. А Херсонес, который urbi et orbi открыл Косцюшко-Валюжинич, придется, очевидно, закрыть. Потому что Карл Казимирович был «неправильного» происхождения…
И список этот продолжать можно практически бесконечно. Вплоть до наших дней. Как поступить с Мариушем Левандовским, Бесартом Ибраими или Виейрой Роза Фарлеем? Не разрешить им играть за ФК «Севастополь»?..
С неизменным уважением к Севастополю и севастопольцам Веслав МАЗУР.