Горные спасатели покоя не знают

Горные спасатели покоя не знают

Муниципальный поисково-спасательный отряд в горной местности постоянно повышает свою квалификацию. Но эта 5-часовая тренировка на севастопольских скалах Южного берега Крыма вполне заслуженно названа учениями. На этот раз задача была поставлена — найти на стене Форосского Канта связку альпинистов, терпящих бедствие, и эвакуировать их оттуда. Цель: отработать взаимодействие основного отряда на вершине, корректировщика — внизу и спасателей — на стене.По условию задачи связка альпинистов (Павел Левин и Виталий Кудрявцев) должна была выбрать любой маршрут на скалах Форосского Канта, или горы Мшатка. Пройдя треть маршрута (2-3 веревки), альпинисты должны условно оказаться пострадавшими, подать аварийный сигнал. Какой маршрут — это должен был определить корректировщик снизу (Сергей Плотицын), которого отправили на автомобиле на старую автодорогу Ялта — Севастополь под массивом скал. Основной спасательный отряд (Евгений Мешков, Федор Патлаенко, Александр Вольский, Андрей Ивашков, Кирилл Хацкевич, Федор Патлаенко, Юрий Круглов) выдвинулся на другом автомобиле на вершину, предварительно высадив второго корректировщика (Ивашкова) у начала пешеходной тропы на вершину выше Форосской церкви. Его задача — подняться на вершину по кратчайшей тропе и до приезда машины основного отряда во взаимодействии с нижним корректировщиком определить точку на кромке скал, откуда нужно будет осуществлять спуск к пострадавшим.

Впечатлениями делится мастер спорта Юрий Круглов: «Всё прошло гладко, как по нотам. За те 10 минут, на которые второй корректировщик опередил автомобиль, были определены искомая точка на вершине для организации спуска, маршрут и место на маршруте, где условно произошёл несчастный случай (пункт R3 маршрута «Семёрка»). Самого молодого спасателя (Хацкевича) отправили в качестве сопровождающего с носилками вниз к пострадавшим». Далее Кирилл Хацкевич выполнил элемент pick off — «оторвал» связку альпинистов от стены, поместив пострадавшего в носилки, а его напарника подвесил рядом с собой в качестве второго сопровождающего. После этого основной отряд продолжил спуск уже трёх человек до самого подножия массива и далее к автодороге. Глубина спуска была 370 метров. После этого для тренировки пострадавшего с носилками подняли обратно вверх на вершину с использованием лебёдок.

Инициатор учений Юрий Круглов выездом на местность удовлетворен: «Выводов много. И все хорошие. Растём. Слаженность действий радует. Никто не проявляет чрезмерного героизма и не совершает подвигов. Спокойная рутинная работа с запасом прочности в безопасности вселяет уверенность в завтрашнем дне».

Для спасательного отряда нет никакой разницы в том, на каком участке маршрута произошла авария: будь то верх первой верёвки или начало последней — с разницей в несколько минут спасатели спустятся на место происшествия сверху. На спуск к подножию ушло 15 минут без учёта «посадки» в носилки.

Обременительные для транспортировки пострадавшего крутые и пологие скальные полки, склоны, осыпи в основании маршрутов преодолеваются легко, потому что точка подвески носилок находится далеко вверху на вершине. Вместо сооружения наклонных переправ или транспортировки носилок «на себе» сопровождающие просто управляют движением носилок — как докеры в порту, легко контролирующие движение многотонных грузов. Если спускать пострадавшего вниз нецелесообразно из-за отсутствия тропы под горой или подъезда для «скорой», то его поднимут вверх со средней скоростью 7-8 метров в минуту. В нынешних конкретных условиях учений подъем на 370 метров занял чуть меньше 50 минут.

Район учений был выбран не случайно. Он наиболее популярен в Крыму среди восходителей всех уровней подготовки. Эти скалы Севастопольского административного региона очень посещаемы, и статистика несчастных случаев является тому подтверждением. Так, реальные работы по спасению харьковского альпиниста не так давно закончились его смертью в носилках. Причина — транспортировка продолжалась более 5 часов. Его просто не успели передать врачам. В нынешних условиях учений транспортировка заняла 20 минут. Это прогресс.

Если Крым и Севастополь позиционируют себя как туристические районы для активного занятия спортом местного населения и гостей, то подобные отряды должны работать круглогодично, а уровень их мастерства должен повышаться. А что касается технического оснащения, то за последние годы силами общественников, спонсоров, неравнодушных к спасработам людей удалось собрать комплект современного снаряжения. Носилки, лебедки, карабины, ролики и т.д. Но экипировка спасателей оставляет желать лучшего. Нет теплой одежды, пригодной к работе в условиях сильных ветров, дождей, морозов. А погода в Крыму бывает очень требовательной к спасателям. Не один час на страховке или на скале простоять придется. Уже много лет спасатели выезжают в горы на личном автотранспорте. Если вдруг личный транспорт окажется неисправным, то время прибытия спасателей к месту увеличится в разы. А это крайне негативно скажется на шансах пострадавшего выжить.

В апреле 2015-го на этом скальном массиве пройдет розыгрыш Кубка России по альпинизму, в мае — чемпионат России. Причем сразу в двух дисциплинах — в скальном классе и в техническом классе среди женщин. Севастопольские спасатели будут обеспечивать соревнования. А потому и навыки работы на этих стенах нужно укреплять. ХХI век ставит перед спасателями задачу не просто добраться до пострадавшего, а быстро добраться и оперативно доставить его к врачам.

И напоследок — статистика. За август 2014 года спасателями муниципального поисково-спасательного отряда в горной местности спасены 9 человек. У отряда бывает до 300 и более выездов в год. Наличие высокопрофессиональной спасательной службы является неотемлемой составляющей инфраструктуры туризма.

Фото автора.

Другие статьи этого номера