Крымские водители осваивают российское ОСАГО

Крымские водители осваивают российское ОСАГО

СТРАХОВЫЕ СЛУЧАИ ЕСТЬ, ВЫПЛАТЫ — ТОЖЕ.
Почти 900 тысяч водителей, зарегистрированных в Крыму, отмечали 26 октября День автомобилиста вместе со своими российскими коллегами. Автовладельцы в Крыму приобщаются не только к праздникам, но и к законам. Российское ОСАГО работает на полуострове уже несколько месяцев и с учетом переходного периода, действующего до конца года, вызывает у водителей положительные отклики. Полисы ОСАГО российские автостраховщики продают быстро, с выплатами не затягивают. В таких условиях и ругаться на дорогах не хочется. Да и смысл? Полис купил — спи, то есть катайся, спокойно: страховые гарантии при тебе.«АВТОГРАЖДАНКА» ФАКТИЧЕСКАЯ, А НЕ НОМИНАЛЬНАЯ

День автомобилиста в России отмечают еще с советских времен, уже тридцать четыре года. В век технического прогресса автомобиль становится незаменимым. Да и выпускают их из года в год все больше. При этом растет число новых водителей, только получивших свеженькие права. Число причастных к прошедшему празднику увеличивается с каждым годом. Давно уже «железный конь» из роскоши превратился в обычное средство передвижения. Мы ездим на машине на работу, за покупками, возим детей к врачам, путешествуем…

Весной 2014 года крымчане проголосовали за присоединение к России. Говоря «да», жители полуострова, наверное, в момент заполнения бюллетеня думали не только об исторической близости к соседнему государству, оказавшемуся в какой-то момент другой страной, но и за российские законы, в большинстве своем отличные от украинских, и за готовность исполнять их.

Автострахование тоже теперь функционирует по российским законам. Украинская «автоцивилка», по мнению водителей и экспертов, де-юре практически не работала. Особенно непростой ситуация была именно в Крыму, где автострахованием занимались некрупные украинские страховщики, у которых частенько возникали финансовые трудности, которые, в первую очередь, сказывались на автовладельцах. Типичная, хотя и странная ситуация еще совсем недавнего времени: у водителей есть полисы ОСГПО, однако они в случае дорожно-транспортного происшествия предпочитают «разбираться на месте», понимая, что получить положенную выплату от страховщика вряд ли получится. А такие «разборки» — это нервы, переживания, конфликты и даже мошенничество.

В России до введения обязательного автострахования гражданской ответственности, которое появилось лишь в 2003 году, на дорогах тоже не было порядка: орудовали многочисленные банды «автоподставщиков», вымогавшие деньги у ни в чем не повинных людей, а водители для выяснения отношений чаще применяли кулаки, чем разумные доводы. ОСАГО, которое автовладельцы и ругали первое время, тем не менее, кардинально изменило ситуацию на дорогах в лучшую сторону. И очень скоро водители поняли его преимущества.

Например, по опросу, проведенному Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ), 72% респондентов считают, что именно обязательное автострахование помогает сохранить порядок на дорогах и избежать конфликтов и самосуда.

Самое главное, что нужно знать по поводу полиса ОСАГО, — это то, что он регулирует возмещение ущерба, который водитель причинил третьим лицам: транспортному средству, жизни и здоровью пассажиров, в нем находившихся. Застраховав свою гражданскую ответственность, в случае виновности вы избавляетесь от забот по возмещению нанесенного ущерба. Убытки, которые в результате ваших действий понёс второй участник, должна компенсировать страховая компания.

Возмещение ущерба имуществу потерпевшего регулируется следующим образом:

1. В случае полной гибели имущества потерпевшего — действительная стоимость имущества на день наступления страхового случая.

2. В случае повреждения имущества — расходы, необходимые для приведения имущества в состояние, в котором оно находилось до момента наступления страхового случая.

3. Иные расходы, произведённые потерпевшим в связи с причиненным вредом (эвакуация транспортного средства с места дорожно-транспортного происшествия, хранение поврежденного транспортного средства, доставка пострадавших в лечебное учреждение и т.д.).

Примечание: к полной гибели имущества приравниваются случаи, когда стоимость восстановительного ремонта равна или превышает доаварийную стоимость имущества.

Строго регулируемые суммы компенсации существенно облегчают процесс выдачи справедливой компенсации и упрощают регулирование вопросов.

Законодательство также предполагает так называемые компенсационные выплаты, которые осуществляет Российский союз автостраховщиков. Компенсационные выплаты в счёт возмещения вреда жизни или здоровью осуществляются только в тех случаях, когда потерпевшие не могут их получить по договору обязательного страхования, а именно:

— Страховая компания, где был застрахован виновник ДТП, обанкротилась.

— У страховой компании отозвана лицензия на осуществление страховой деятельности.

— Виновник ДТП неизвестен.

— Виновник ДТП не имеет договора обязательного страхования гражданской ответственности.

— Как в ситуации с Крымом, существуют непреодолимые сложности для получения возмещения от страховой компании.

Компенсационные выплаты в счёт возмещения вреда имуществу осуществляются только в тех случаях, когда потерпевшие не могут их получить по договору обязательного страхования, а именно:

— Страховая компания, где был застрахован виновник ДТП, обанкротилась.

— У страховой компании отозвана лицензия на осуществление страховой деятельности.

В КАКИХ СЛУЧАЯХ НЕОБХОДИМО ОБРАЩАТЬСЯ В РСА?

Если у гражданина, попавшего в ДТП, на руках украинский полис ОСАГО, оформленный до 2 апреля 2014 года, то ему надо обратиться в свою страховую компанию. В случае, если украинский страховщик ОСАГО отказался исполнять свои обязанности по выплате страхового возмещения или вообще прекратил деятельность на территории Республики Крым и Севастополя, участнику ДТП достаточно обратиться в Российский союз автостраховщиков, к уполномоченному представителю РСА или в один из пунктов приёма заявлений о компенсационных выплатах. Практика показывает, что большинство обращений получает положительные решения и участники ДТП без сложностей и лишней бумажной волокиты получают возмещение.

Если же после ДТП, произошедшего со 2 апреля 2014 года по 31 декабря 2014 года включительно, окажется, что виновник происшествия не имеет действующего полиса ОСАГО, то пострадавшая сторона также может обратиться в РСА за компенсационными выплатами. По окончании переходного периода, с 1 января 2015 года, компенсационные выплаты осуществляются в случае причинения вреда жизни или здоровью, а также по имуществу в случае отзыва лицензии у страховщика.

А с октября в России вступили в силу очередные поправки в закон об ОСАГО. Отныне размер выплат в случае причинения ущерба только имуществу во время дорожно-транспортного происшествия составляет 400 тысяч рублей. Прежде максимальная компенсация равнялась 120 тысячам рублей.

КУДА ОБРАЩАТЬСЯ ЗА НОВЫМ ПОЛИСОМ ОСАГО?

Сегодня российские страховые компании уже работают на территории Крымского федерального округа. Полный список легально работающих на территории Крыма страховщиков можно посмотреть на сайте РСА.

ЛЬГОТНЫЙ ПЕРИОД

До 1 января 2015 года в Крыму действует переходный период, в течение которого оформить ОСАГО можно на льготных условиях. Во-первых, снижен главный коэффициент — территориальный. Для крымчан он равен 0,6 (для москвичей, например, этот показатель равен 2). «Это один из самых низких коэффициентов в России», — заверил начальник управления методологии страхования Российского союза автостраховщиков Михаил Порватов.

Во-вторых, не учитываются коэффициенты «бонус-малус» (наличие или отсутствие аварий в предыдущий период), поскольку узнать предыдущую страховую историю невозможно, и мощность автомобиля (в украинских регистрационных документах она не указывается). Получается, что у водителей есть шанс начать свою страховую историю «с чистого листа» и страховаться по дешевому тарифу.

В-третьих, для оформления полиса ОСАГО не нужно проходить техосмотр.

ПОЧУВСТВУЙТЕ РАЗНИЦУ

Льготный период на оформление ОСАГО введен в Крыму не случайно. Украинское автострахование довольно серьезно отличается от российского. И чтобы привыкнуть к новым правилам, безусловно, нужно время.

На Украине, например, существует три вида полисов автострахования. Либо он привязан к конкретному транспортному средству и распространяется на всех водителей, имеющих отношение к этому автомобилю. Либо полис фиксирует автомобиль и конкретных водителей (не более пяти), которые будут им управлять. Либо оформляется на одного водителя и позволяет ему управлять любым автомобилем определенного типа.

В России всего один вид полиса. Он устанавливает ответственность в отношении одного конкретного автомобиля, но дает возможность вписать не одного водителя, а нескольких, или дает право управлять данным ТС неограниченному кругу лиц (что стоит дополнительных денег).

Отличаются также украинские и российские ценовые зоны. На Украине их шесть, а разница в стоимости между самой дорогой и самой дешевой — в три раза. В России таких зон тринадцать, а разница между ними — почти в четыре раза. То есть российское ОСАГО более адаптивно.

До введения в России ОСАГО лишь около 10% автовладельцев добровольно страховали свою гражданскую ответственность. Понятно, что первое время, когда обязательное автострахование только появилось, автовладельцы возмущались «навязанной услугой». Но быстро поняли ее преимущества: в случае аварии за тебя заплатит страховая компания. Главное, вовремя купить полис ОСАГО.

Тем более, что убытки в случае ДТП регулируются по очень простой и удобной схеме, не отнимающей много времени. По предварительной записи вы обращаетесь в страховую компанию, сдаете необходимые документы, предоставляете машину для осмотра. И в течение 20 рабочих дней получаете положенную вам компенсацию. Какая бы ни произошла на дороге ситуация, вы можете быть уверены в стабильности возмещения.

Расчетом размера ущерба, по данным исследовательского центра Romir, довольны 62% пострадавших, а оперативностью выплат по страховке — 61%. А недовольных, готовых обращаться в суд, и вовсе меньшинство: 88% водителей в судебные инстанции никогда не обращались. А из 12% обратившихся 10% получили положительное решение.

В Крым пришли крупные, проверенные российские страховые компании c хорошей капитализацией и проверенной репутацией. А значит — смогут стабилизировать рынок автострахования и сделать отношения между водителями и страховщиками более цивилизованными. Это особенно важно, ведь Крым — это курорт, куда приезжают миллионы туристов из разных стран мира.

Другие статьи этого номера