26 января в Севастополе прошла пресс-конференция начальника Севастопольской таможни Юрия Немиры на тему «Севастопольская таможня: результаты работы в 2014 году и планы работы на 2015 год», приуроченная к Международному дню таможенника.В ее рамках были подведены итоги деятельности таможни в 2014 году, освещены особенности совершения таможенных операций на территориях СЭЗ — Республики Крым и города федерального значения Севастополя, а также осуществления декларирования товаров в электронной форме в регионе деятельности Севастопольской таможни.
В этом году впервые севастопольские таможенники отмечают свой международный праздник в составе Федеральной таможенной службы Российской Федерации, одной из крупнейших таможенных служб в мире. Федеральная таможенная служба обеспечивает более половины поступлений в федеральный бюджет Российской Федерации, противостоит нарушениям закона, пресекает контрабанду, защищает рынок от контрафактной, фальсифицированной и некачественной продукции.
Праздник берет свое начало в 1952 году, со дня вступления в силу Конвенции об образовании Совета таможенного сотрудничества. 26 января 1953 года в Брюсселе состоялась первая сессия Совета таможенного сотрудничества (с 1994 г. — Всемирная таможенная организация). Спустя 30 лет, в 1983 году, именно этот день был избран в качестве Международного дня таможенника.
В 2014 году Севастопольская таможня перечислила в бюджет 1 миллиард 202,3 миллиона рублей (из них 963,7 миллиона рублей перечислено в бюджет Севастополя, 238,6 миллиона рублей — в федеральный бюджет).
В 2014 году таможня выпустила 1234 декларации на товары общей стоимостью 9 498 212 187,99 руб. общим весом 1725,265 тыс. тонн. Среднее время таможенного оформления декларации на товары составило: в таможенной процедуре экспорта — 1 час 42 минуты, в таможенной процедуре выпуска для внутреннего потребления (импорта) — 6 часов 7 минут. Внешнеторговый оборот в Севастополе в 2014 году превысил 134 миллиона долларов США, в том числе экспорт — 39,96 миллиона долларов США (29,7 % внешнеторгового оборота), импорт — 94,66 миллиона долларов США (70,3% внешнеторгового оборота). 98,3% стоимостного объема внешнеторгового оборота, около 71% импорта и 29% экспорта, обеспечила торговля со странами дальнего зарубежья.
Экспорт составили зерновые грузы и лом черных металлов, произведенные в Республике Крым и Севастополе. Страны-экспортеры — Турция, Ливан, Кипр, Сирия, Саудовская Аравия, Новая Зеландия, Египет, Израиль, Япония и другие.
Лидирующие позиции в товарной структуре импорта заняли строительные материалы и сельскохозяйственная продукция, а также свежие фрукты, сухофрукты, цитрусовые, электрические машины и оборудование. Страны-импортеры — Турция, Италия, Китай, Германия, США, Бельгия, Нидерланды и другие. Экспортно-импортные операции осуществляли 155 субъектов ВЭД юридических лиц.
В результате внедрения системы управления рисками при декларировании товаров в 2014 году проведено 74 корректировки таможенной стоимости, по результатам которых доначислено свыше 11 миллионов рублей. Под действие профилей риска попало 27,6% товарных партий.
В 2014 году таможня возбудила 64 дела об административных правонарушениях. В том числе: 44 дела — по фактам невывоза физическими лицами временно ввезенных транспортных средств в установленные сроки; 8 дел — по фактам представления отчетности, содержащей недостоверные сведения; 4 дела — по фактам сообщения недостоверных сведений о товарах при прибытии на таможенную территорию Таможенного союза; 4 дела — по фактам ввоза товаров помимо мест перемещения либо вне времени работы таможенных органов. По 6 делам, рассмотренным судами, применена конфискация товаров — предметов административных правонарушений — на общую сумму 3,64 миллиона рублей.
Также начальник Севастопольской таможни Юрий Немира на пресс-конференции подробно разъяснил вопросы, связанные с работой таможенных органов в условиях свободной экономической зоны. 1 января 2015 года вступил в силу федеральный закон N 377 «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крыма и города федерального значения Севастополя», который устанавливает особенности совершения таможенных операций, правила въезда, статус морских портов на территории Крыма и Севастополя. Предусмотренные законом таможенные и налоговые льготы открывают широкие перспективы для роста внешнеторговой деятельности в Севастополе в ближайшие годы и, соответственно, для повышения роли таможни в экономическом развитии региона.
В соответствии с законом на территории Севастополя действует особый режим осуществления предпринимательской и иной деятельности, а также применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны. Законом предусмотрена возможность осуществления деятельности в свободной экономической зоне участниками СЭЗ, а также иными лицами.
Лицо, которое хочет получить статус участника СЭЗ, должно зарегистрироваться на территории Республики Крым или города федерального значения Севастополя, состоять на налоговом учете, а также иметь инвестиционную декларацию, которая содержит сведения о цели инвестиционного проекта, видах деятельности, установленных законом, и технико-экономическое обоснование инвестиционного проекта.
Общий объем капитальных вложений, планируемый в рамках инвестиционного проекта, в первые три года со дня заключения договора об условиях деятельности в СЭЗ должен составить не менее трех миллионов рублей для субъектов малого и среднего бизнеса и не менее тридцати миллионов рублей для иных лиц. Также необходим график осуществления ежегодного объема капитальных вложений в первые три года реализации инвестиционного проекта. Обязательным условием является реализация инвестиционного проекта на территории Республики Крым или Севастополя.
Предусмотрена определенная процедура рассмотрения, принятия решения уполномоченным государственным органом о предоставлении заявителю статуса участника СЭЗ.
Лицо приобретает статус участника свободной экономической зоны со дня внесения его в Единый реестр участников СЭЗ. И только после вышеуказанной процедуры участник СЭЗ имеет право на применение особого режима осуществления своей предпринимательской деятельности, а также таможенной процедуры свободной таможенной зоны.
Таможенная процедура свободной таможенной зоны подразумевает размещение и использование товаров в пределах территории СЭЗ или ее части без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения мер нетарифного регулирования в отношении иностранных товаров и без применения запретов и ограничений в отношении товаров Таможенного союза.
Участник СЭЗ осуществляет деятельность в соответствии с договором об условиях деятельности в свободной экономической зоне. Любая другая деятельность, не предусмотренная этим договором, может осуществляться участником СЭЗ в свободной экономической зоне без применения таможенной процедуры свободной таможенной зоны.
Таким образом, применение особого режима осуществления предпринимательской и иной деятельности в свободной экономической зоне, а также таможенной процедуры свободной таможенной зоны предназначено исключительно для участников СЭЗ.
«Учитывая значимость для развития региона создания свободной экономической зоны, таможней запланирован целый комплекс мероприятий по информированию субъектов внешнеэкономической деятельности и представителей деловых кругов о порядке функционирования СЭЗ и применения процедуры свободной таможенной зоны», — подчеркнул начальник Севастопольской таможни Юрий Немира.