Пройдут века. Слава не померкнет

Пройдут века. Слава не померкнет

Март 1944-го. Командование 4-го Украинского фронта (командующий — генерал армии Фёдор Иванович Толбухин) планирует Крымскую наступательную операцию по освобождению полуострова от немецко-фашистских захватчиков. Генерал-лейтенант Хрюкин, командующий 8-й воздушной армией, возвратился с заседания Военного совета фронта в подавленном состоянии. Самолётов у него было в 3,5 раза больше, чем у противника, лётчики есть, боеприпасов тоже хватало, а заявку по горючему интенданты урезали на 50%, ссылаясь на вышестоящие инстанции: «Всем надо. Все армии наступают…»

Жёсткие лимиты горючего не раз приводили к тому, что авиация вынуждена была израсходовать его в первые дни наступления, буквально выковыривая немцев из укрытий, разрушая вражескую оборону. А когда враг вынужден был отходить, подставляя свои войска на марше под удары нашей авиации, когда ему было возможно нанести максимальный ущерб, спасая жизнь бойцов нашей пехоты, авиация вынуждена была резко снижать свою активность из-за нехватки горючего, и в небе тут же начинали господствовать немецкие летчики, и о внезапных ночных налётах на вражеские аэродромы накануне операции можно было просто забыть.

Генерал Хрюкин, ещё до 1941 года прошедший три войны (в Испании — в 1937 г., в Китае — в 1938 г. и в Финляндии — в 1939 г.) как никто другой понимал, что значат для наземных частей активная поддержка и прикрытие с воздуха. Под утро он принял решение. По телефону правительственной связи попросил соединить его со Сталиным. Он отдавал себе отчёт в том, чем могло обернуться лично для него такое обращение. Командующий ВВС Красной Армии — первый, кто мог не простить такой дерзости и нарушения субординации.

Ответил Поскрёбышев. Хрюкин представился. Его знали в Москве как командующего авиацией Сталинградского фронта, наглухо закрывшего сверху Сталинградский котёл, лишив армию Паулюса «воздушного моста». Тогда он не только усилил ПВО, но и собрал со всей армии лучших лётчиков-истребителей в единый истребительный полк — полк асов. В него были переведены: самый результативный на тот момент летчик-истребитель ВВС КА М.Д. Баранов, Герой Советского Союза; будущие дважды Герои — Амет-Хан Султан и В.Д. Лавриненко, а также прославленные лётчицы Екатерина Буданова и Лидия Литвяк. Всего 16 Героев Советского Союза, из них четверо — дважды…

…»Подождите», — ответил Поскрёбышев. В ожидании медленно тянулись минуты. Наконец в трубке раздался слегка приглушенный голос Верховного: «Здравствуйте, товарищ Хрюкин. В чём дело?» Командарм чётко доложил обстановку и суть вопроса. Сталин помнил Хрюкина ещё с 1938-го по его боевым делам в Китае. Тогда свою первую звезду Героя он получил за потопленный японский авианосец.

Разговор шёл в дружеском тоне. «Сколько вам недостаёт горючего?» — спросил Сталин. «Пять тысяч тонн, товарищ Сталин», — ответил Хрюкин. «Хорошо, товарищ Хрюкин, будет вам горючее, не беспокойтесь. Желаю успеха в освобождении нашего солнечного Крыма». Через 15 минут Москва по ВЧ вызвала Хрюкина. Звонил А.И. Микоян, сообщил, что получил личное указание Сталина обеспечить поставку для 8-й воздушной армии пяти тысяч тонн авиагорючего. Через 10 минут — второй звонок из Москвы. Начальник тыла Красной Армии сообщал, что требуемое армии авиагорючее будет доставлено в течение этой недели. Потом позвонил начальник тыла ВВС, сообщил конкретные номера эшелонов с горючим и вскользь намекнул, что командующий ВВС КА выразил своё недовольство и такие «партизанские действия» так просто для Хрюкина не пройдут. Конечно, Хрюкин понимал, что эти угрозы могут доставить немало неприятностей, но для него важны были прежде всего интересы дела, а личное благополучие всегда уходило на второй план.

Задача по освобождению Крыма была бы практически невыполнима без активной поддержки войск силами авиации 8-й воздушной армии. Только при освобождении Севастополя массированными атаками с воздуха семь дней, с 5 по 12 мая, постоянными бомбёжками (сброшено 350 т бомб) и обстрелами с воздуха лётчики разрушали немецкую оборону и поддерживали наступление наших войск, произведя около 11000 вылетов и сбив 103 немецких самолёта. После освобождения города командарм создал специальную комиссию по поиску, сбору и захоронению останков лётчиков, сбитых в боях за Севастополь, а через месяц, 12 июня 1944 года, на Малаховом кургане был открыт памятник авиаторам 8-й воздушной армии (архитектор — В.П. Королёв). Эпитафия на памятнике гласит: «Пройдут века, но никогда не померкнет слава героев-лётчиков, павших за освобождение Крыма».

Родился Тимофей Тимофеевич Хрюкин 21 июня 1910 года в Ейске в семье рабочего. С 8 лет работал батраком, сбежал, два года беспризорничал, хлебнул лиха, пока не стал работать молотобойцем в ж/д депо. В 15 лет стал учиться в вечерней школе. В 1926-м вступил в комсомол. Работал и учился на рабфаке. Член ВКП(б) с 1929 г. В 1932 году по партийному набору был принят в Луганскую авиашколу, после окончания служил в бомбардировочной авиации. В 1936-м ушёл воевать в Испанию. Награжден орденом Красного Знамени. В 1938 году командовал эскадрильей бомбардировщиков в Китае (псевдоним — Андреев). Используя разведданные и фактор внезапности, эскадрилья массированным налётом уничтожила крупный японский аэродром. Награждён вторым орденом Красного Знамени.

Т. Хрюкин потопил неуловимый японский авианосец «Ямато-мару», получил первую Звезду Героя Советского Союза, орден Ленина и китайский орден. В 1939 г. окончил курсы высшего комсостава при академии Генштаба. Во время войны с Финляндией командовал ВВС 14-й армии. В 1940 году ему присвоено звание генерал-майора. Самый молодой генерал в ВВС! В 1941 г. — командующий ВВС Карельского фронта, в 1942-м — командующий 8-й воздушной армией. Под его руководством лётчики сражались в небе Сталинграда, Харькова, Ростова, в Крыму и в Севастополе. В 1944 г. возглавил 1-ю воздушную армию 3-го Белорусского фронта. Участвовал в освобождении Белоруссии, Прибалтики, Восточной Пруссии. В апреле 1945-го после взятия Кенигсберга «…за умелое командование воздушной армией, личное мужество и отвагу…» Хрюкин был удостоен звания Героя Советского Союза вторично.

24 июня 1945 года Тимофей Тимофеевич участвовал в историческом Параде Победы на Красной площади в первой шеренге сводного полка 3-го Белорусского фронта. В 1947 г. — командующий 7-й воздушной армией. После окончании Военной академии ГШ назначен заместителем главкома ВВС по вузам. Внедрял современные методы обучения курсантов-авиаторов, делая упор на практику, совершенствовал учебно-методическую базу авиационных училищ.

Однажды на дороге перед его машиной из-за автобуса внезапно вышла группа женщин. Водитель не успевал затормозить, но Хрюкин среагировал мгновенно. Резко вывернув руль, ушёл от столкновения, спасая женщин, направил машину в кювет. Врачи спасли ему жизнь, но авария сильно подорвала здоровье. 19 июля 1953-го генерал-полковник авиации Т.Т. Хрюкин скончался в возрасте 43 лет, похоронен на Новодевичьем кладбище. Гроб несли генералы и маршалы во главе с Г.К. Жуковым. Автор надгробного памятника — скульптор Е.В. Вучетич. Бронзовые бюсты дважды Героя Советского Союза Т.Т. Хрюкина установлены в Ейске и в ст. Привольной в Краснодарском крае. Имя генерала Хрюкина присвоено рыболовецкому траулеру, его имя носят СШ N 13 и улицы в ст. Привольной и в Белой Церкви, в Ейске и в Волгограде. В Севастополе именем генерала Хрюкина названа улица в Ленинском районе, в первом микрорайоне Куликова поля, аннотационная доска установлена на доме N 3.

Тимофей Тимофеевич Хрюкин навечно остался в облике нашего города-героя Севастополя.

Другие статьи этого номера