Правительство назвало среднюю величину повышения пенсий в 2016 году

Правительство назвало среднюю величину повышения пенсий в 2016 году

Пенсии в 2016 году могут быть проиндексированы по инфляции, прогнозируемой Минэкономразвития, или примерно на 7%, рассказали «Ведомости» со ссылкой на нескольких федеральных чиновников.Этот вариант — компромиссный между предложениями Минфина (5,5%) и социального вице-премьера Ольги Голодец (11,9%). Он принят на совещании у президента, рассказал собеседник издания, уточнивший, что министр финансов Антон Силуанов на совещании у президента присутствовал, а Голодец — нет, так как была в отпуске. Но окончательного решения по индексации по-прежнему нет, уточнил чиновник: возможны другие варианты после того, как к началу сентября появится обновленный макропрогноз Минэкономразвития.

Минфин предлагал индексировать социальные выплаты по докризисному прогнозу Минэкономразвития: на 5,5 и 4,5% в 2016-м и 2017 годах соответственно и на 4% — в 2018 году. Такая индексация не учитывает всплеск инфляции в конце года. Этот вариант отклонили в Кремле как «жесткий» и «лишенный компромисса». На фоне почти 20-проц. падения доходов населения индексация пенсий вдвое ниже инфляции, как предлагает Минфин, президента очень смущает, рассказал источник. Поэтому выбран средний вариант между позицией Минфина и соцблока, настаивающего на индексации по фактической инфляции. По закону индексация проводится на уровень фактической инфляции предыдущего года, что и было сделано: в феврале пенсии проиндексировали на 11,4%, а не на 7,5%, как прогнознозировалось.

Социальный блок правительства настаивает, чтобы этот порядок сохранился: в таком случае в 2016 году пенсии должны быть повышены на уровень инфляции к концу этого года — на 11,9%, в 2017 году — на 7% и в 2018 году — на 6,3%, как предполагает текущий прогноз Минэкономразвития. Если сохранить прежний порядок индексации, то социальные расходы потребуют дополнительно 3,1 трлн рублей на 2016-2018 годы: это значит, что на такую же сумму придется сокращать все остальные расходы, в т.ч. на образование и здравоохранение, объяснял министр финансов Силуанов, назвавший рост социальных расходов популизмом. Иначе придется потратить весь резервный фонд в 2016 году, добавлял он.

Эксперты полагают, что резервного фонда, скорее всего, до 2018 г. не хватит, и секвестр всех остальных расходов придется проводить. Бюджет-2016 сверстан исходя из цены нефти в $60 за баррель, тогда как нефть с поставками до конца 2016 года сейчас торгуется по $50-55. Если политика социально ориентированного бюджета продолжится за счет урезания расходов на национальную экономику на фоне скудного экономического роста, то очень быстро средств не останется вообще ни на что, и вся острота нехватки денег придется на предвыборное время.

Напомним: по данным «Росстата» с начала 2015 года инфляция набрала 9,4%. Индекс потребительских цен в России с 4 по 10 августа продемонстрировал нулевой рост, как и в предыдущие две недели. При этом с начала года показатель составил 9,4%. А Минфин, Минэкономразвития, а также 1-й зампред ЦБ К. Юдаева допускали дефляцию потребительских цен на фоне удешевления овощей и фруктов. При этом ЦБ прогнозирует годовую инфляцию в размере 10,8%.

Кстати

По оценке Минздрава, за последние 8 лет численность пожилых людей в объеме населения России выросла и составляет 23,5%. При этом одновременно повысился уровень их здоровья, отмечают эксперты Высшей школы экономики, а вот уровень занятости до сих пор остается одним из наиболее низких в Европе. За последние 19 лет число пожилых людей, оценивающих свое здоровье как плохое и очень плохое, сократилось с 40 до 30%. Из-за «демографических изменений, приведших к увеличению продолжительности жизни», отмечает Минздрав, за последние восемь лет оно выросло на 3% — с 20,5% в 2006 г. Число пожилых россиян зависит от региона проживания: на востоке их доля меньше (ниже 22,5%), на западе — выше (24,5% и более). А улучшение здоровья пожилых россиян является одной из причин роста их занятости: в ранних пенсионных возрастах (женщины 55-59 лет и мужчины 60-64 лет) меньше чем за 20 лет она выросла в 1,5 раза. Лишь у мужчин в возрастной группе 65+ уровень занятости не меняется (около 11-12%).

Динамика отвечает международным тенденциям: по данным Международной организации труда, с начала 2000-х рост занятости пожилых людей зафиксирован в наиболее развитых странах. Высокий уровень занятости пожилых характерен для стран с развитым и гибким рынком труда или высоким пенсионным возрастом, как в Исландии, где он составляет 67 лет и где работают 26,8% пожилых женщин и 40,7% пожилых мужчин. Схожую картину можно наблюдать в Норвегии, Швеции и США. Причины относительно невысокой занятости пожилых в РФ обусловлены в том числе и низким возрастом выхода на пенсию (55 лет для женщин и 60 для мужчин). Однако какое-то время после достижения пенсионного возраста, по оценке директора Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Татьяны Малевой, сейчас продолжают работать около 32% россиян. Из тех, кто оставил работу после выхода на пенсию, 40% назвали причиной здоровье, а 20% — увольнение. Впрочем, в ближайшее время росту занятости пожилых будет способствовать еще один фактор — сокращение экономически активного населения. Только с 2008-го по 2012 год его число снизилось на 800000 человек.

В тему

Мэры некоторых городов России не только назначают себе непомерно большую зарплату, но и заботятся о безбедной старости, «выписывая себе» пенсии по нескольку сотен тысяч рублей в месяц, при том что в регионах средний размер пенсии не превышает 20000 руб. Эксперты Общероссийского народного фронта (ОНФ), проанализировав муниципальное законодательство, выяснили, что излишне благосклонный порядок начисления пенсий действует, как минимум, в 23 российских регионах из исследованных 83 (в выборку не попали Крым и Севастополь). Согласно материалам рабочей группы ОНФ «Общество и власть: прямой диалог», пишут «Известия», в частности, мэр Улан-Удэ сможет рассчитывать на пенсию до 260000, а глава администрации Ханты-Мансийска — до 248000. Как говорится в материалах ОНФ, в федеральном законодательстве относительно пенсий муниципальных чиновников имеются только общие положения. «Все конкретные показатели устанавливаются регионами и муниципальными образованиями. В настоящее время расходы на финансирование доплат к пенсии несут региональные и муниципальные бюджеты», — пишут эксперты ОНФ. Во многих муниципальных образованиях должностные лица могут претендовать на повышенную пенсию уже после года работы, в некоторых — после трех лет в кресле. Пенсионные надбавки также везде рассчитываются по-разному. В ряде муниципалитетов пенсия не привязана к окладу (как у федеральных чиновников), а рассчитывается от среднего заработка — с премиями, надбавками за особые условия труда и выслугу лет, материальной помощью и пр. Так, согласно расчетам экспертов ОНФ, глава Воронежа сможет претендовать на пенсию порядка 190-320 тыс. руб. в месяц при средней пенсии в регионе 11178 руб. Максимальной такой пенсии за год хватило бы на ремонтно-восстановительные работы (капитальный ремонт) братской могилы N 565 или поставку оборудования для детских игровых и спортивных площадок (соответствующие тендеры объявлены администрацией Воронежа на 3,6 млн рублей и 3,4 млн рублей соответственно).

В материалах ОНФ отмечается, что указанные пенсии мэров превосходят пенсии крупных чиновников федерального уровня. «Лица, замещавшие государственные должности РФ, получают пенсии на основании указов президента. Так, заместители председателя правительства после отставки вправе рассчитывать на 50-88 тыс. рублей в месяц, а федеральные министры — на 44-78 тыс. рублей», — пишут «фронтовики». Депутат Госдумы, совпредседатель центрального штаба и руководитель рабочей группы «Общество и власть: прямой диалог» ОНФ Ольга Тимофеева рассказала, что в движении готовят обращение к генпрокурору Юрию Чайке с просьбой провести проверку и дать оценку на соответствие федеральному законодательству муниципальных актов, устанавливающих излишне благосклонный порядок расчета пенсий муниципальных чиновников. В Пенсионном фонде РФ довольно спокойно относятся к размерам пенсий мэров — видимо, потому, что не участвуют в выплате им запредельных надбавок.

Подготовил Сергей КОШКИН.

Фото Дмитрия Метелкина.

Другие статьи этого номера