Летом 1983 года я работал капитаном на МТБ-115150, судне обеспечения Черноморского вспомогательного флота. Однажды вызывают меня в отдел кадров и отправляют в Балтийск для принятия под моё командование и перегона в Севастополь судна СН-1407. Собрав команду, я сел в поезд «Симферополь — Калининград», и мы начали путешествие. Приехавши в Вильнюс, посетили знаменитую башню Гадеминиса. На следующий день мы прибыли в город Балтийск. Приняв судно от военной команды, мой экипаж начал ознакомление с ним.Это была настоящая плавучая больница, на судне находились: операционная, рентген, кардиологические приборы и палата на 12 больных.
Через неделю, сдав курсовую задачу К-1, мы вышли в море и взяли курс на Калининград. На внешнем рейде порта подошедший буксир делает мне «сюрприз»: сразу четыре пробоины в носовой части судна, причем одна из них — ниже ватерлинии.
Сыграли судовую тревогу, начали заделку отверстий. В форпик поступала вода, включили водоотливные средства. Принимаю решение: заделав пробоины, продолжить плавание, ведь возвращаться назад — плохая примета.
Через три дня мы стали в военной гавани порта Ломоносов. Для того чтобы заварить пробоину, надо подавать заявку в техупр. Это слишком долгий путь, и тут мой однокашник по мореходке А. Апанасенко посоветовал мне обратиться к работягам с «интересным предложением», поскольку спирт на флоте — самая твёрдая валюта. Я выставил бутылку «шила» сварщикам, и они мне за один день заварили все наши пробоины.
18 августа я снялся с якоря и взял курс на Ленинград. Войдя в Неву, начал на ходу осваивать практику судовождения по рекам. Ночью, дождавшись разводки мостов, двинулся верх по реке.
21 августа отдал швартовы и двинулся к Ладожскому озеру. 22 августа стал на якорь возле города Петрокрепость.
На следующий день, спустив шлюпку, пошёл к Шлиссельбургской крепости Орешек. Высадившись на остров, осмотрел историческое сооружение, основанное ещё в 1323 году. А уже возвращаясь назад, подобрал под крепостной стеной красивый кирпич, на котором была высечена подкова.
26 августа снялся с якоря, впереди был Свирский канал…
26 сентября пришли в порт Жданов. 27 сентября, идя по каналу от завода «Азовсталь», сели на мель. Снявшись с нее своими силами, следуем по Азовскому морю. 28 сентября стали лагом к Генуэзскому молу у порта Керчь. 29 сентября, минуя несколько шлюзов и каналов, вышли в Черное море. Через пару дней были в Севастополе. За весь переход прошли 850 миль.
А кирпич из Шлиссельбургской крепости Орешек стал на днях экспонатом будущего музея Российского географического общества, который предположительно будет открыт в 2016 году.
А. ТАВРИЧЕСКИЙ, гидронавт СССР.
На снимке: крепость «Орешек».