ЦБ: мошенничество в страховании приобрело масштабы отдельного вида бизнеса!

ЦБ: мошенничество в страховании приобрело масштабы отдельного вида бизнеса!

На недавно прошедших в Москве форуме «Будущее страхового рынка России» и практическом семинаре «Страхование в зеркале СМИ», участником которых была (а потом и писала об этих событиях) наша «Слава Севастополя», все топ-менеджеры рынка и представители Центробанка признали, что системное мошенничество в страховании «приобрело настоящий бизнесовый характер». «Это не отдельные случаи, а отдельный вид бизнеса. К сожалению, его не всегда можно назвать криминальным, потому что в ряде случаев законодательство соблюдается», — заявил зампред ЦБ Владимир Чистюхин. Это наносит непоправимый ущерб отрасли, согласен он. Понятно, что дать четкие рекомендации, как избежать обмана во всех случаях страхового мошенничества, невозможно — слишком уж их много! Но вот предупредить (а значит, вооружить знаниями!), что и как не рекомендуется делать, — в наших силах.Согласно оценке члена дисциплинарной комиссии Российского союза автостраховщиков, гендиректора страховой компании «Стандарт-Резерв» Виктора Юна, до миллиона бланков полисов ОСАГО находится сейчас в обращении на «черном» рынке. По его словам, в эту цифру входят учтенные, но неконтролируемые страховыми компаниями бланки полисов, в первую очередь утерянные агентами и брокерами. С учетом того, сколько сейчас стоит один такой полис, можно оценить объем рынка.

По данным В. Юна, только на долю компаний с отозванными лицензиями приходится порядка 220000 утерянных бланков. А на рынке ОСАГО работают 150 компаний, и практически у каждой есть утерянные бланки. В. Юн также обратил внимание на проблемы взаимодействия страховщиков и страховых посредников — агентов и брокеров. Среди названных им проблем — широко распространенная стихийная уличная торговля полисами в условиях низкой профподготовки агентов. По мнению специалиста, объем посреднического рынка составляет миллиарды рублей в год, при том, что расходы самих посредников минимальны.

И в ближайшее время ожидается новая волна «исхода» страховщиков ОСАГО из ряда регионов России из-за роста мошенничества, прогнозирует гендиректор «Росгосстраха» Дмитрий Маркаров. Речь идет о нескольких регионах, в которых процветает и развивается негативная судебная практика при рассмотрении споров по ОСАГО, пояснил он. Если в 2014 г. страховщики уходили из некоторых регионов из-за недостаточности установленных тарифов и, как следствие, высокой убыточности, напомнил Д. Маркаров, то сейчас может начаться «новый исход из-за распространения практики мошеннических выплат». Активнее всего мошенники работают в южных регионах России, среди них — Краснодар, Ростов-на-Дону и Ставрополь. Также в лидеры по страховому мошенничеству выходят Иваново, Казань, Челябинск и Волгоград. Сократить присутствие страховщиков в подобных регионах, по словам Маркарова, побуждает пассивная позиция региональных властей по вопросам противодействия страховым мошенникам и пресечения негативной судебной практики.

Дошло дело до того, что часто на место ДТП автоюристы приезжают раньше ГИБДД (по информации именно оттуда!), чтобы сразу «брать клиента» и, как говорится, «на корню» скупить все убытки за меньшую стоимость. В итоге именно посредники получают большую «премию», клиенту достается мизер, но платит он потом налоги за полную сумму возмещения ущерба! «В числе последних изобретений автоюристов — практика максимального дробления страховой выплаты на отдельные иски. Страховщику подается иск по получению основной выплаты, иск по возмещению морального вреда, иск по присуждению штрафа. Каждый иск сопровождается требованием о возмещении представительских и других судебных расходов», — говорит Д. Маркаров.

Также клиенты пытаются перевести рассмотрение спора из юрисдикции общих судов в юрисдикцию судов арбитражных через переуступку прав требования к страховщику ОСАГО по договору юрлицу, отмечает он. «Ширится практика, при которой суды игнорируют требования закона о предоставлении страховщику для осмотра автомобиля, попавшего в ДТП. Примерно 25% случаев рассматриваются без учета исполнения этого требования, то есть каждый четвертый автомобиль не предоставляется для осмотра страховщику ОСАГО, организующему выплату», — добавляет гендиректор «Росгосстраха». Кстати, достичь того, чтобы две экспертизы одного авто после ДТП были одинаковы, порой почти невозможно.

Маркаров убежден, что в масштабах страны «речь идет об организованных группах мошенников, которые получают ежегодно десятки миллиардов рублей, зарабатывая на страховых выплатах». По его данным, постепенно растет показатель частоты наступления страховых случаев в ОСАГО: «Если два года назад страховые события происходили в 6,5% случаев, то в 2016 г., вероятно, показатель будет составлять около 8%».

Рост страхового мошенничества отмечает и Сергей Ефремов, заместитель исполнительного директора Российского союза автостраховщиков (РСА) и вице-президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС). По его данным, в регионах число случаев мошенничества при оформлении ОСАГО достигает иногда 30%, КАСКО — до 20%, при страховании имущества, от несчастных случаев и ДМС — до 15%, грузов — до 10%. Не намного разнятся и аналогичные цифры МВД.

В моторном страховании практикуется страхование «задним числом» уже разбитого транспорта. Или двойное страхование одного авто. В Тамбове, к примеру, одну и ту же машину ее владелец умудрился застраховать в 18 компаниях! После введения возможности оформлять мелкие ДТП без ГИБДД (по европротоколу) ширится волна сговора между попавшими в аварию водителями.

В ОСАГО же, например, выстроена целая преступная цепь: буквально за несколько минут без всякого ТО делаются липовые диагностические карты на авто (естественно, они намного дешевле, чем на лицензированных СТО), так же легко желающие «сэкономить» получают липовые полисы. Отличить их при современной полиграфии практически невозможно. Недостаточно при решении данной проблемы и взаимодействие страховщиков с МВД, другими контролирующими органами. А более всего удручает осознанность покупки фальшивых полисов и диагностических карт — это стало массовым явлением, особенно после повышения тарифа ОСАГО.

Выход пока один, настоятельно советует эксперт: все сделки совершать только в офисе самой страховой компании, т.к. у «агента» любую бумажку можно подделать. Что касается покупки липовых диагностических карт или полисов, то, кроме незащищенности самого покупателя и его авто, эти «бумажки» грозят безопасности и других участников дорожного движения. Расследуй потом, что да как! Если в США и ЕС для этого есть следователи по страховым случаям, то у нас, увы… Зато уже есть база Российского союза автостраховщиков, где можно проверить подлинность полиса. Также с августа этого года действует бюро страховых историй ОСАГО, КАСКО и ДМС. На будущее же нужно повышать требования к бланкам строгой отчетности, блокировать в Интернете сайты поддельных диагностических карт и подозрительно дешевых полисов ОСАГО, проводить совместные рейды с ГИБДД с использованием видеофиксации.

Что касается медицинского страхования, то здесь другая беда — невозможно максимально прозрачно определить степень риска и тариф. Этим пользуются недобросовестные страховщики и медики: в ОМС по сговору выдаются липовые медсправки, в ДМС вместо лечения счета растут за лишние или вовсе ненужные врачебные манипуляции, при несчастных случаях оформляется страховка «задним числом» и т.п. А при страховании недвижимости, например, договор оформляется на какой-то сарайчик, но после пожара сумма возмещения — как за сгоревший коттедж. При страховании грузов идут на прямую фальсификацию рейсов. И все ради увеличения расходов, которые вынуждены включаться в тарифы.

Правда, существующий коридор тарифа ОСАГО пока является достаточным для страховщиков, несмотря на более чем 20-процентный рост стоимости запчастей за последние полгода, сообщил исполнительный директор РСА Евгений Уфимцев. Но при этом, по его словам, большую роль в тарифах, в частности, в высоких территориальных коэффициентах для жителей отдельных регионов, играют судебные выплаты, из которых значительная часть достается автоюристам. По данным РСА, доля выплат по решению суда в 2014 году составила 22%, в первом полугодии 2015-го — 14%. «Если бы у нас было, как в Германии, 2% судов, то стоимость полиса была бы ниже на 10-15%, а в некоторых регионах — и на 30-40%», — оценивает Уфимцев. «Средняя выплата без суда составляет 56000 рублей, по суду — 78000, из которых 30000 получают автоюристы, а 48000 достается страхователю. То есть на 8000 меньше, чем он получил бы без суда», — говорит Е. Уфимцев. И любое увеличение тарифов (взносов) — кормушка для автоюристов и разного рода «экспертов», на которых приходится до 40% от суммы возмещения ущерба.

В этом году РСА уже пресек порядка 200 попыток незаконного получения компенсации выплат почти на 15 млн руб., по таким случаям заведено 15 уголовных дел. Среди методов борьбы с «автоюристами-паразитами» Е. Уфимцев выделил возможность уже на региональном уровне проводить совещания страховщиков с представителями ГИБДД, ЦБ и краевых судов. Цель — разъяснять, что за любое посредничество нужно определять как рекомендацию 1500 руб. — реальную стоимость представителя в суде, а не 15-20 тыс. руб., как иногда требуют сами «представители».

Отвечая на вопросы журналистов, Е. Уфимцев сообщил, что «в ближайшее время основной темой для переговоров с представителями ГИБДД станут вопросы, связанные с организацией системы проверки полисов у водителей». По его словам, в настоящее время обсуждается несколько возможных подходов к решению этой задачи.

Ответил Е. Уфимцев и на вопрос «Славы Севастополя»: «Почему в Крыму и Севастополе практически невозможно получить компенсацию с автовладельца машины с украинскими номерами и полисом ОСАГО этой страны, который на полуострове стал виновником ДТП?»

«Эта проблема нам известна, — сказал исполнительный директор Российского союза автостраховщиков. — По ней уже проходило совместное совещание РСА и ЦБ. Есть две меры борьбы с безнаказанностью украинских водителей на полуострове: предупреждение и наказание. Во-первых, уже на границе в инфраструктуре информирования въезжающих нужно разъяснять, что въезд в Крым, как и в любой другой регион РФ, возможен лишь с документом международного образца, гарантирующим возмещение пострадавшим в аварии сторонам. Во-вторых, ГИБДД рекомендовано сразу после КПП на въезде в Крым ужесточить проверку у украинских водителей обязательного наличия «зеленых карт» — специальной автостраховки для поездок за границу. Также необходимо проверять наличие таких полисов при каждом ДТП с участием украинских машин».

Но когда канут в Лету фальшивые диагностические карты и липовые полисы ОСАГО — никто из экспертов точного ответа дать не может…

А вот Национальный союз агростраховщиков (НСА) прогнозирует, что уже 2016-й станет годом активизации очистки от мошенников рынка агрострахования с господдержкой. Например, в Удмуртии уже возбуждено уголовное дело в отношении семи человек, которые подозреваются в хищении около 50 млн рублей бюджетных средств, выделенных на агрострахование в республике. Как отмечает президент НСА Корней Биждов, «становятся видны плоды работы, которая ведется продолжительное время совместно с правоохранительными органами: информация о пресечении деятельности преступных групп в этой сфере появляется с регулярностью раз в несколько дней, и это только начало. НСА и дальше будет оказывать содействие следствию по доведению до суда членов подобных формирований, многие годы незаконно списывавших бюджетные средства, выделяемые на агрострахование».

Глава НСА уточнил, что в зоне особого внимания находятся еще несколько регионов, среди которых Алтайский край, Ростовская и Волгоградская области, где такие явления, как «агроюризм» и агромошенничество, приобрели масштабы стихийного бедствия. Кроме того, пресекаются все попытки мошенников по списанию средств из компенсационных фондов НСА. Также союз продолжит работу по содействию Верховному суду по выработке позиции относительно незаконных действий агроюристов. Еще одним методом борьбы с мошенничеством, уточнил К. Биждов, будет применение средств космического мониторинга за состоянием посевов, обеспечиваемое НСА своим членам.

(Москва — Севастополь). 

Другие статьи этого номера