«Вы хоть понимаете теперь, чего вы натворили?»

Цитату из выступления Владимира Путина вы, разумеется, узнали.
Говорено по очень серьезному поводу, и вроде бы не резон упоминать
произнесенное президентом страны с трибуны ООН всуе… Но что
поделать, если практически точно такое же обращение в адрес
севастопольских чиновников рефреном проходило чуть ли не через
каждый телефонный звонок, чуть ли не через каждое электронное или
бумажное письмо (читатели не сочли за труд лично доставить их в
редакцию)… Такого «бума», откровенно говоря, не было уже давно. Вместо
обычной «прямой линии» по заранее указанному пятничному телефону с
13.00 до 14.00 получился настоящий марафон: стартовал накануне, в
четверг, и финишировал во вторник, собрав больше шести десятков
участников… Рекламаций не оказалось только у одного, точнее, у одной
респондентки. Остальные на вопрос «Есть ли у вас претензии к счетам,
выставляемым Единым информационно-расчетным центром (ЕИРЦ)?»
дружно выдохнули: «Еще какие!» Самой первой президента дословно
процитировала Лилия Яковлевна Михальченко, предложив вынести
знаменитую уже фразу в заголовок газетного материала. А почему и нет?!
Повод, конечно, другой, но суть ведь та же самая: ужас, что получается.
Может, и правда, не ведают, что творят?»С 1.09. 2015 года наша жизнь разделилась на «до» и «после». До этой даты мы в целом понимали общие принципы ценообразования в жилищно-коммунальной сфере, а сейчас, когда в процесс включили ЕИРЦ, мы ни… В общем, ничего не понимаем мы сейчас. Получение платёжки от ЕИРЦ с многотысячными, неизвестно откуда взявшимися долгами и многотысячными суммами к оплате — событие не для слабонервных пенсионеров, ежемесячно усердно оплачивающих услуги ЖКХ. Реакция предсказуемая: срочно собираются прошлые квитанции и охапками относятся в бухгалтерию ЕИРЦ. А там уже многорядные очереди: такие же счета получили ещё тысячи квартировладельцев. Прорваться к заветному окошку за один день получается не всегда. Но когда попадаешь внутрь, удаётся снизить суммы оплаты с тысяч до сотен рублей. Однако на следующий месяц всё начинается сначала» (Александр Афанасьев).

«Вместо вразумительного счета присылают пространную «простыню». Разобраться в этом самостоятельно невозможно. На обратной стороне указаны аж четыре телефона. Бастуют они там, что ли? Дозвониться невозможно. Вчера (13.01.2016 г.) отправилась на пл. Захарова, 3 (подразделение ЕИРЦ на Северной стороне), как говорится, на своих двоих. Очередь — жуткая. Просидела с 8 до 16 часов. На большее сил не хватило. На следующий день отправила дочь. Замок! Оказывается, сегодня у них «работа с документами». Хотя с 8.00 до 17.00 должны принимать граждан» (Светлана Михайловна Янахтова, ул. Богданова, 17).

«Интересно, кто-нибудь из высокого начальства пытался сверить семейные расчеты через ЕИРЦ? Инкогнито. Думаю, нет. Ничего бы не добился! Чиновники очень болезненно переживают неуспех. Там бы осталось пепелище. Рассказываю, как было со мной. Живу на ул. Горпищенко. У нас весь Нахимовский район на ул. Рабочую съезжается. К одному специалисту. На всех. Понятное дело, до обеда никак не попадаю. Я — инвалид. У меня давление. Разрешили дожидаться очереди на стуле в коридоре. Поневоле наблюдала за бухгалтером. Она, бедняжка, во время обеда куда-то звонила, плакала: «Не могу больше… С 1-го числа не выйду».

Мне уже много лет, а такого не видела. Раньше в жэках-рэпах все понятно было. А сейчас всем плохо. И нам. И им» (Любовь Григорьевна).

Пожалела и тех, и других и Валентина Петровна (пос. ГРЭС): «С ГРЭСа автобус в Инкерман (туда на сверку надо ехать) ходит один раз в час. Попробуй доберись… Да и стоит ли? Там — толпы. Бедный бухгалтер ЕИРЦ… Помещение — «коробочка», весь негатив — на нее. С риском заболеть воспалением мозга пытается разруливать этот беспредел».

А ведь, по замыслу, всем, наоборот, должно быть очень даже хорошо. Сейчас я попытаюсь ответить на многочисленные вопросы читателей: «Зачем это придумали? И кому это нужно?», которыми они заключали свои грустные повествования об общении с многочисленными отделениями расчетного центра (в Севастополе их на сегодня уже почти три десятка — в платежках все указаны).

Придумали все это давно (в конце 90-х), но по-настоящему апробировали и запустили в серию в столице нашей Родины — городе-герое Москве.

Единые информационно-расчетные центры в Москве массово стали появляться с 2002 года. Основная цель — социально привлекательная: упрощение процедуры и централизация всех платежей, вносимых жителями города за коммунальные услуги, а также ускорение процесса получения ими различных справок.

ЕИРЦ — это автоматизированная система работы с населением. Если раньше у каждого жителя Москвы было до пяти различных расчетных книжек, то после этого знакового события в реформе столичного ЖКХ появилась одна-единственная универсальная квитанция, в которую включены все платежи гражданина. Учреждение данной структуры там и правда позволило кануть в лету многолюдным очередям, которые собирались в местах оплаты услуг ЖКХ в установленные дни. Ошибки минимизированы, поскольку система полностью автоматизирована. Квитанции рассылаются почтой, причем практически вся необходимая информация в них уже отражена.

Система абсолютно прозрачна: сразу понятно, кто сколько кому и за что заплатил. В системе легко отслеживать предоставление адресной помощи: имеются сведения о ветеранах Великой Отечественной войны и труда, других льготниках и малоимущих. Службой создана и ведется единая база данных по всем лицевым счетам. В ЕИРЦ регулярно консультируют население по вопросам внесения коммунальных платежей не только очно, но и по телефонам.

Одним из приоритетных направлений деятельности центров является работа с неплательщиками. Это необходимая мера: недополучение средств отрицательно сказывается на бюджете ЖКХ.

Кроме того, перечисляя деньги через систему, москвичи страхуют себя от многочисленных рисков, связанных с выбором управляющей организации. Даже если такая компания окажется «нечистоплотной» либо разорится — поставщики ресурсов и услуг все равно получат причитающиеся им деньги.

«Окна» находятся в шаговой доступности, режим работы удобен для граждан, а офисы прекрасно оборудованы. Любой москвич быстро и абсолютно бесплатно получает необходимую информацию. Кстати, совсем не обязательно шагать в офис организации, можно воспользоваться услугами колл-центра.

Но это, как говорится, видимая часть айсберга, которую вам наверняка уже не раз описали чиновники, участвующие в различных рекламно-разъяснительных программах на местных телевизионных каналах. Три четверти ледяной глыбы, как и положено, — под водой. Но именно там и скрыта суть, способная объяснить, почему в столице так, а у нас — как в кривом зеркале.

В основе абсолютно любой из всех существующих трактовок реформы ЖКХ лежит приведение в порядок финансовых потоков. Первый шаг в этом направлении состоит в прояснении финансовой картины, например, через передачу обязанностей по начислению и сбору платежей за коммунальные услуги этому самому Единому информационно-расчетному центру. Управляющие компании и товарищества совладельцев жилья (ТСЖ) в таком случае преобразуются в поставщиков жилищных услуг, тем самым становясь равноправными с иными поставщиками коммунальных услуг, клиентами ЕИРЦ.

Подобный подход в специфических условиях такого супермегаполиса, как Москва, с его немыслимыми для провинции денежными потоками, страхует ТСЖ, ЖКХ, УК от опасности оказаться в роли хронических должников, но с другой стороны — отнимает привычные оборотные средства. Стабильность, наверное, того стоит…

В провинции, где денег совсем немного, жизнь, к сожалению, другая. Кстати, уже за МКАДом — московской кольцевой дорогой. Там кипят такие же страсти по поводу ЕИРЦ, как и у нас. С той только разницей, что в протестном электорате не только рядовые граждане, но и главы сразу нескольких районов и городов Московской области.

«Характер проблемы связан с тем, что логистика работы Мос-облЕИРЦ пока абсолютно не выстроена. Эти недостатки в работе вызывают мощное социальное раздражение населения. Причём они проявляются не только в Пушкинском районе, то же самое мы наблюдаем и в других районах Подмосковья, например в Сергиево-Посадском», — считает представитель областной общественной палаты Станислав Бычинский. Ранее свою обеспокоенность работой организации также выражал экс-глава Люберец Владимир Михайлов. По его мнению, создание новых административных управленческих структур Московского областного единого информационно-расчётного центра может привести к росту цен на услуги ЖКХ, резкому снижению уровня ответственности управляющих компаний и увеличению коррупционной составляющей.

Трудностей перевода тут никаких. В условиях недофинансирования, например, из-за неполной собираемости платежей или неоперативности их прохождения (по всяким разным причинам) для многих управляющих компаний и предприятий ЖКХ очевиден риск недофинансирования через систему ЕИРЦ. А если (а это скорее всего) после перечисления средств ресурсникам оставшейся суммы не хватит, чтобы погасить потребности управляющих компаний? Как будет выходить из этой ситуации ЕИРЦ? Вариантов много. Два: либо всем страждущим равномерно будет недовыплачиваться сумма, пропорциональная недополученным средствам, либо у ЕИРЦ появятся свои «любимчики» и свои «изгои». То есть через систему ЕИРЦ у регионального правительства появляется возможность взять самых строптивых на короткий поводок. А подобное кому из директоров понравится?

Эти опасения, надо полагать, влияют и на настроения руководителей предприятий и организаций теперь уже и Севастополя (пора возвращаться домой), работающих в сфере ЖКХ. Да хоть того же ГУПС «Водоканал»: его вслед за управляющими компаниями уже перевели на обслуживание в расчетный центр.

«Формально так и есть. Попробуйте открыть «личный кабинет» на сайте «Водоканала». Если не живете в частном секторе, вас переадресуют в ЕИРЦ. Там тоже предусмотрена возможность обратной связи… Плохо она работает — с 30 декабря не могу получить ответ. Иду в «Водоканал»: мол, тогда вы объясните, откуда у меня эти 14 кубов взялись? Говорят: «Не платите — нет никаких 14 кубов. Мы показания вашего счетчика передавали. Почему там не учли — это к ним. И вообще не хотите проблем — напрямую нам платите» (Владимир Алексеевич Смирнов, ул. Богданова, 17).

«Пошла в «Водоканал» с этой бумажкой ЕИРЦ. Там очередь. Мне — 85: не выстою. Иду в приемную директора. К самому не пустили. Отправили к бухгалтеру. У той бумажка вызвала приступ нескрываемого раздражения. «Выбросьте, — говорит. — И платите нам» (Лилия Яковлевна Михальченко).

Как видите, по какой-то причине информация о показаниях квартирных водомеров, которую по привычке многие граждане продолжают сообщать в «Водоканал», скажем так, не в полной мере доходит до ЕИРЦ. Но очевидно, по крайней мере, то, что дополнительная работа за те же деньги фонтанирующего энтузиазма у «водоканальцев» тоже не вызывает. Тем более что реальные проплаты после проведенной реорганизации заметно упали. О чем уже заявили руководители «Водоканала».

Отчасти виной тому воцарившаяся неразбериха оргпериода. Население, особенно старшее поколение, которое одновременно является и самым добросовестным плательщиком, дезориентировано и, не понимая, кому платить, платежи просто стало придерживать. Многие, в том числе и среди позвонивших и написавших в редакцию, видят в ЕИРЦ некий аналог сбежавших «Городских касс». «Не очередные ли грабли ЕИРЦ? Лично я на них наступать не намерен» (Борис Константинович Полетаев).

«В нашем доме 24 человека три месяца за квартиру не платили. Люди ничего не понимают в этих «портянках». Считают, что их специально хотят запутать и обмануть. В прошлом я — депутат городского совета двух созывов. Идут по старой памяти ко мне. Закупил в городской типографии «Расчетные книжки» разных организаций. Раздал всем. Заполняйте и платите напрямую» (Василий Миронович Мельников, ул. Ефремова, 8).

А еще Василия Мироновича, впрочем, как и очень многих других наших респондентов, по-настоящему волнует перспектива развития ситуации. «Если сейчас такое, то после передачи на обслуживание в ЕИРЦ и других коммунальных организаций в городе точно наступит коллапс. Хотелось бы услышать мнение ГУПС «Водоканал», «Севастопольэнерго», горгаза, «Севтеплоэнерго», соответствующих управляющих кампаний по этому вопросу» (Борис Константинович Полетаев).

Что ж, некоторые мнения нам уже известны. По поводу «Водоканала», думаю, вы уже кое-что поняли. В ПАО «Севастопольгаз», как сообщил Василий Миронович Мельников, он специально сходил с вопросом, и там ему ответили более чем прозрачно: «Мы с расчетным центром совместную работу вообще не планируем».

Есть коллективное письмо от жильцов дома N 21 на ул. Крепостное шоссе, которые на общем собрании собственников жилья еще в декабре позапрошлого года приняли решение создать ТСЖ и приступить к непосредственному управлению домом. Все необходимые правовые формальности по входу в правовое поле РФ выполнили, полностью рассчитались с РЭП-9 за содержание дома и придомовой территории по состоянию на 31.12.2014 года. Так вот, они «возмущены действиями ГУПС «УК Гагаринского района-1» и ГУПС «ЕИРЦ», которые терроризируют нас счетами за услуги, какие давно уже выполняют другие организации. Мы сами их выбрали. Все работы по содержанию и ремонту жилья осуществляются за счет собственных средств. Коммунальные услуги оплачиваются непосредственно специализированным предприятиям. Не лезьте к нам! У нас все хорошо!» (семь подписей).

Было бы несправедливо умолчать о том, что голоса в поддержку нового начинания в Севастополе тоже прозвучали. Один. Он принадлежит Валентине Петровне Кулько (ул. Тараса Шевченко): «Я очень довольна. Все просто и понятно. Услуга «единого окна» экономит время и нервы. Просто народ пытается схитрить, не оплатив старые долги рэпам. Вот они все время и лезут. Я сразу рассчиталась. И теперь никаких проблем. Напишите, что сотрудники ЕИРЦ — молодцы. Очень квалифицированная работа».

А никто и не говорит, что у ЕИРЦ в Севастополе совсем нет никаких перспектив. Но для этого нужно понять, что там на самом деле происходит и чего мы принятым решением хотим на самом деле добиться. Если просто оседлать финансовые потоки — это одно. И это уже происходит. Но если задача стоит качественно реформировать систему ЖКХ, то потребуются иные формы и методы движения вперед. С обязательной опорой на общественность. И с учетом мнения людей. Методы тотальной коллективизации тут точно не годятся. Тем более что госзаказ на такой вид финансово-коммунального строительства Российская Федерация регионам не спускала. Как говорится, на усмотрение. И с учетом специфики и реальных возможностей. Кстати, в подмосковном Балабаново с огнем решили не шутить. Заявили, что решение о том, стоит ли заключать договор с ЕИРЦ, будут принимать не руководители управляющих компаний, а горожане на общих собраниях жильцов.

Похоже, и губернатор С.И. Меняйло остроту ситуации почувствовал и на аппаратном в правительстве дал поручение разобраться. Хочется верить, что уже и начали. Хотя…

Последний звонок по теме прозвучал после обеда во вторник, когда я уже заканчивал этот отчет:

«Это Леонид Андреевич Петров с ул. Фадеева, 15. Три дня не могу дозвониться до ЕИРЦ, чтобы передать показания счетчика по телефонам: 53-52-35 и 53-52-63. Попробуйте. Звонил дежурному по городу: 15-63. Отправили к дежурному по ЖКХ: 54-36-70. Там переадресовали к дежурному по департаменту (не запомнил какому): 44-97-51. А в департаменте опять предложили позвонить на 15-63. Круг замкнулся».

Да, похоже, пока никому неинтересно, что они там натворили…

* * *

Предлагаем нашим уважаемым читателям очередной «Вопрос в лоб»: «КАКИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ В НАСТУПИВШЕМ ГОДУ ВАС ВОЛНУЮТ БОЛЬШЕ ВСЕГО (РОСТ ЦЕН НА ПРОДУКТЫ, УСЛУГИ ЖКХ, ПАДЕНИЕ КУРСА РУБЛЯ И Т.Д.)?»

Ответ на него можно дать в пятницу, 22 января, с 13 до 14 часов по телефону 54-31-95 или прислать на электронный адрес редакции (slavasev@mail.ru) не позднее понедельника, 25 января.

Другие статьи этого номера