Снова — лето. Снова — в школу

Снова - лето. Снова - в школу

Из-за несоответствия нормам российского законодательства привычные
севастопольцам пришкольные оздоровительные детские лагеря в этом
году будут работать с 26 мая по 17 июня как «летняя школа» с
четырехчасовым пребыванием детей. Оздоровиться бесплатно в
крымских детских лагерях в этом году смогут не более десяти процентов
севастопольских ребят. Поедут отдыхать только дети из категории
социально незащищенных и одаренные, поскольку процедура
компенсации стоимости путевок по линии профсоюзов, соцстраха или
муниципальных образований работающим родителям, имеющим не
бьющих рекорды в учебе и спорте детей, в городе не отработана.Такая неутешительная информация прозвучала на этой неделе во время проведения сенатором Ольгой Тимофеевой «круглого стола» на тему «Оздоровление детей и детский отдых в Севастополе». Оговорить проблемы детского оздоровления в заксобрание прибыли депутаты, представители исполнительной власти, прокуратуры, ОНФ, профсоюзных организаций, общественной палаты, городских общественных организаций, председатели муниципальных советов и уполномоченный по правам человека. И все они пришли к выводу, что дело с оздоровлением юных севастопольцев, как и в прошлом году, пробуксовывает.

Как напомнила сенатор, в прошлом году нормативно-правовая база по отправке детей в лагеря отрабатывалась в последний момент, из-за чего для севастопольских школьников был безвозвратно потерян первый летний месяц. Тогда лагеря севастопольской зоны не успели принять участие в торгах. Да и осталось их из ранее существовавших семи в городской собственности всего два, остальные — в аренде, в судебных процессах, в общем, судьба их неизвестна. Или, как сообщила депутат Татьяна Щербакова, туманна. Например, некогда городской лагерь, потом — Военно-Морских Сил Украины, затем — снова городской «Омега» (в 2014 году) теперь отрабатывает военные задачи в составе военного городка Черноморского флота Российской Федерации. Оставшиеся в городской собственности лагеря «Ласпи» и «Горный», надо полагать, и в 2016 году ни к каким торгам не поспеют, поскольку находятся в удручающем состоянии. Это первая составляющая проблемы. Имущественная.

Документальная проблема заключается в том, что в открытом доступе до сих пор нет документов об организации детского летнего отдыха в Севастополе, и в том, что департамент образования правительства Севастополя не смог организовать пришкольные лагеря в привычном для севастопольцев смысле. Представитель департамента доложила, что в соответствии с законодательством Российской Федерации оздоровительные лагеря при школах организовать невозможно хотя бы потому, что педагогов нельзя использовать в качестве воспитателей. Поэтому принято решение создать летние площадки пребывания детей в школах в ходе пятой четверти. То есть готово положение о «летней школе», согласно которому с 26 мая по 17 июня дети смогут не болтаться по улицам, а посещать школу с 9 утра до 13 дня с одноразовым питанием. Бесплатным питанием будут обеспечиваться дети 1-4-х классов и дети-сироты. Для остальных — плата, как в учебное время.

Далее. Оздоровиться в крымских лагерях смогут лишь дети, прописанные в принятом Севастополем законе N 114-ЗС от 9.02.2015 г. «Об обеспечении прав детей, проживающих в городе Севастополе, на отдых и оздоровление». А согласно этому документу, меры государственной поддержки в виде предоставления путевок для отдыха и оздоровления распространяются лишь на социально незащищенных детей, а также на талантливых и одаренных — победителей международных, всероссийских, городских олимпиад, конкурсов, фестивалей, соревнований, спартакиад, отличников учебы, лидеров детских общественных организаций, детские творческие коллективы и спортивные команды.

На оздоровление остальных Минфин Севастополю денег категорически не дает.

Таким образом, оздоровиться, как и в прошлом году, бесплатно смогут около трех тысяч севастопольских ребят, А это, по словам участников «круглого стола», менее 10 процентов всех севастопольских детей и подростков.

Изменить ситуацию в интересах работающих горожан, как просят региональные профсоюзы и ОНФ, можно путем внесения изменений в тот самый закон N 114-ЗС «Об обеспечении прав детей, проживающих в городе Севастополе, на отдых и оздоровление». Но не факт, что и в таком случае дотационный город федерального значения Севастополь убедит министерских финансистов в том, что пятиразовое питание и зубная паста на мордахах по утрам необходимы только победителям олимпиад. А то, что изменения произойдут в этом году, так точно не факт. И есть во всем этом некая сермяжная неправда.

Например, пришкольные лагеря. Комитет по делам молодежи и туризму Курской области на своем официальном сайте обнародовал постановление администрации Курской области от 14 марта 2016 г. N 132-па «Об организации оздоровления, отдыха и занятости детей, подростков и молодежи Курской области в 2016 году». Документ прописывает максимальный охват отдыха детей и подростков, проживающих на территориях муниципальных образований. Среди мероприятий — организация лагерей с дневным пребыванием детей и лагерей труда и отдыха на базах общеобразовательных организаций Курской области. В разделе «финансовое обеспечение» значится набор продуктов для двухразового питания в лагерях дневного пребывания сроком на 21 день.

Так, оздоровительный лагерь с дневным пребыванием муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Беловская средняя общеобразовательная школа» Беловского района Курской области будет ограждать детей от одиночного уличного променада за сумму в 120 рублей за день пребывания. И таких лагерей при школах, которые организуются по всем действующим российским СанПиНам, целый том в опубликованном администрацией реестре.

Или вот: компенсация работающим родителям средств за купленные своим детям путевки в оздоровительные лагеря. Еще в 2014 году севастопольским родителям, привычно начавшим клянчить путевки для продолжателей рода у своих работодателей, объяснили: системы распределения путевок по линии соцстраха в РФ не существует и отправили «ксерить» грамоты чад. Кому было что вставить в ксерокопирующую технику — повезло. Остальные в очередной раз выдохнули: зато мы дома. Дома пусть стены оздоравливают, раз в России такая практика. А вот и не такая.

Действительно, с 2010 года в бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации денежные средства на проведение оздоровительной кампании детей планироваться перестали. Но были созданы новые нормативы обеспечения оздоровления детей. Отдых ребенка перестал в значительной степени зависеть от места работы его родителей, главным стало место его жительства. Организацию отдыха детей передали в муниципалитеты. В общероссийской практике размер компенсации в различных субъектах РФ определен от 50 до 90% стоимости детских путевок. Определен порядок выплаты частичной компенсации стоимости путевок и организациям, закупающим путевки для оздоровления детей граждан, работающих в них.

Опять, например, как свидетельствует сайт Министерства труда и социальной защиты Ростовской области, в этом году из областного бюджета на проведение оздоровительной кампании детей планируется направить 815,4 млн руб., что на 6,8% больше, чем в 2015 году (763,8 млн руб.). Органами социальной защиты населения муниципальных районов и городских округов для детей из малоимущих семей планируется закупить около 20 тысяч путевок, а на выплату компенсаций за приобретенные путевки для детей гражданам и организациям планируется направить более 160 млн руб. Министерство разъясняет, что действующими нормативными правовыми актами предусмотрено право ребёнка в возрасте от 6 до 18 лет на предоставление путёвки или компенсации за самостоятельно приобретённую путёвку в оздоровительный лагерь (при наличии медицинских показаний — в санаторный лагерь) в течение календарного года. Детям из малоимущих семей путёвка предоставляется бесплатно или выплачивается компенсация за самостоятельно приобретённую путёвку в размере 100 процентов ее стоимости. А для детей из семей, среднедушевой доход которых не превышает 150 процентов величины прожиточного минимума, — 90 процентов стоимости путевки; для детей из семей, не относящихся к вышеназванным категориям, — 50 процентов стоимости путевки.

Можно посчитать, что при величине прожиточного минимума в Севастополе в размере 9237 рублей семья из четырех человек (двое родителей и двое детей) могла бы рассчитывать на 90-процентную компенсацию путевки для одного ребенка, если ее семейный доход не превышает 36 тысяч 948 рублей. Но это — в абсолютной теории перенесения ростовского опыта на севастопольскую землю. Кстати, там же, в Ростове, стоимость набора продуктов питания для детей в лагерях с дневным пребыванием на базе образовательных учреждений на одного ребёнка в день составляет в 2016 году 149,22 руб.

Или вот администрация Приморского края, которая еще 12 февраля 2016 года приняла и обнародовала постановление «Об утверждении средней стоимости путевок в организациях отдыха и оздоровления детей, расположенных на территории Приморского края, и стоимости набора продуктов питания в детских оздоровительных лагерях с дневным пребыванием детей, организованных на базе краевых государственных учреждений, муниципальных образовательных организаций, на период проведения оздоровительной кампании детей в 2016 году». На сайте администрации проводятся разъяснения по поводу методики компенсации родителям части расходов на оплату стоимости путевок.

А управление по делам семьи и молодежи города Ноябрьска (город окружного значения Ямало-Ненецкого автономного округа) уже 15 марта 2016 года открыло прием заявок от родителей на отдых и оздоровление в детских оздоровительных учреждениях на общих основаниях посредством автоматизированной информационной системы «Единый окружной интернет-портал по организации отдыха и оздоровления детей и молодежи ЯНАО».

Понятно, город федерального значения Севастополь — новый член в большой российской семье, и тягаться с работающим через интернет-портал ради отдыха детей Ноябрьском ему пока не по силам, но подтягиваться-то нужно! Но и с этим пока проблемы. Муниципалитеты в Севастополе, сами знаете, — структуры больше номинальные. А те же члены «круглого стола» в заксобрании Севастополя неожиданно узрели, что все, о чем они говорили в апрельский понедельник 2016 года, ими озвучивалось и перед летним оздоровительным периодом 2015 года. Те же «темные истории» севастопольских лагерей, то же отсутствие механизма компенсации родителям, та же непрозрачность распределения путевок. И опять абсолютно те же не выдержанные сроки подготовки. Чай, месяц май на дворе!

В тему

В 2016 году на летний оздоровительный отдых в РФ отправятся на 2,5% меньше детей

Москва. 6 апреля. Интерфакс. Количество детей, охваченных летним оздоровительным отдыхом, сократилось за два года почти на 10%, сообщил первый заместитель министра труда и соцзащиты РФ Алексей Вовченко.

«В 2016 году планируется отправить на отдых и оздоровление в летние лагеря 8 млн 260 тыс. детей. По сравнению с 2015 годом это на 2,5% меньше. В 2015 году их было 8 млн 450 тысяч», — сказал А. Вовченко на заседании правительственной комиссии по делам несовершеннолетних.

При этом он отметил, что в 2015 году было зафиксировано 7-процентное падение количества детей, которые воспользовались возможностями летнего оздоровительного отдыха.

«Хотя по объемам средств, которые субъекты выделяют, в целом сумма незначительно уменьшается. В консолидированных бюджетах субъектов предусмотрено порядка 41 млрд рублей бюджетных средств на организацию отдыха детей. Плюс к этим деньгам прибавляются средства работодателей, профсоюзов и родителей. С учетом этих средств получается более 50 млрд рублей», — рассказал А. Вовченко.

Он также обратил внимание на то, что рост стоимости летнего отдыха незначителен. «Средняя стоимость путевки в 2016 году выросла всего на 5%. Это допустимый рост», — пояснил А. Вовченко.

По его словам, в этом году будет немного снижено число мест организации отдыха.

«В 2016 году будет работать около 50 тыс. мест организации отдыха и оздоровления детей: школьные площадки дневного пребывания, лагеря круглосуточного пребывания, детские оздоровительные лагеря, санатории, трудовые палаточные и так далее. Если сравнивать с итогами прошлого года, констатирую, что это меньше на целых 2 тыс. 600 единиц», — сообщил А. Вовченко.

Он заметил, что количество загородных оздоровительных лагерей останется на уровне прошлого года — 2455.

«Основное количество лагерей — площадки дневного пребывания на базе школ, их порядка 40 тыс. И уменьшение площадок произошло именно за их счет и связано с ремонтом и оптимизацией сетей мелкокомплектных школ», — сказал первый замминистра.

По его данным, сокращается также количество стационарных и палаточных лагерей труда и отдыха — в этом году их будет порядка 7 тыс.

«Мы, как правило, выделяем особую категорию детей, находящихся в трудной жизненной ситуации: сюда входят и малоимущие семьи и дети, состоящие на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних. В 2016 году планируется охватить отдыхом 2 млн 610 тыс. таких детей. Это меньше, чем в 2015 году, на 80 тыс. детей», — добавил А. Вовченко.

Фото из редакционного архива.

Другие статьи этого номера