Под парусами истории

Под парусами истории

Восемь лет назад зарегистрирована общественная организация
«Севастополь Таврический». За это время ее руководителем, Вадимом
Прокопенковым, и созданной им редакцией издано в пределах полутора
десятка документальных исторических альбомов под общим названием
«Севастополь». В преддверии Дня города широкой общественности
представлен очередной том серии.По этому поводу приглашенных гостей принимали в одном из самых нарядных залов гостиницы «Севастополь». Пока пришедшие занимали свои места, играл ансамбль скрипачей муниципального симфонического оркестра под управлением его главного дирижера Владимира Кима. Принятую в таких случаях торжественную церемонию открыло богослужение. Его совершил настоятель строящегося на Красной горке величественного храма во имя причисленных Русской Православной Церковью к лику святых Николая II и членов его семьи.

Вадим Николаевич и его единомышленники меньше всего расположены к внешним эффектам. Но случай ведь особый — это первый шаг к читателям 535-страничного фолианта, созданию которого подлинными подвижниками щедро отданы годы напряженного труда. Должно же быть достойное ему завершение.

С микрофоном в руке и без него ораторами произносились слова восхищения сделанным, слова благодарности и слова поздравлений. Людмила Гриненко, в недавнем прошлом сотрудница одного из ведущих в городе музейных учреждений, обратилась к образному выражению «Мы, каждый на своем месте, — сказала Людмила Олеговна, — после пережитых страной в течение десятилетий испытаний призваны чинить паруса отечественной истории. Этим и занимаются Вадим Николаевич Прокопенков и руководимый им коллектив. Пусть упругий свежий ветер наполняет эти паруса, чтобы Россия устремилась в будущее по выверенному с прошлым точному курсу».

Екатерина II и все, кроме Павла I, российские императоры посетили Севастополь. Некоторые из них не единожды. Каким-то удивительным образом, говорилось на церемонии в гостинице «Севастополь», наш город был прочно связан с их судьбами. Так одним предложением можно обозначить содержание нового выпуска альбома «Севастополь» с припиской в заголовке: «Императорская фамилия».

Работу составителей этапной книжной новинки взяли на себя В.Н. Прокопенков и А.А. Зубарев. Александр Андреевич, приняв от предыдущего выступающего микрофон, улыбнулся:

— Те, кто бывал в наших архивах, хорошо знают, что их сотрудники одной рукой дают документы для изучения, а другой — норовят спрятать их от исследователей.

Вадиму Николаевичу и Александру Андреевичу пришлось потрудиться в музейных и архивных учреждениях не только родного города, но и Москвы, Санкт-Петербурга и других крупных культурных центров России, а также стран зарубежья. Еще раз обратимся к образному выражению Людмилы Гриненко: В.Н. Прокопенкову и А.А. Зубареву, а также их помощницам — Татьяне Корзниковой, Татьяне Семеновой, Валентине Шустовой — предстояло не только чинить паруса истории родного государства, но и восстанавливать их утраченные фрагменты.

— В столичных архивах имелись, — продолжил А.А. Зубарев, — нужные нам документы, очень древние. Они не подлежат выдаче. Но имя родного города служило паролем. Еще мы говорили: нам крайне необходимо раскрывать неизвестные страницы истории Севастополя. И нам шли навстречу.

Едва ли не впервые в Госархиве Российской Федерации севастопольцам была предоставлена возможность не только полистать подшивки вековой давности издававшегося в Севастополе «Крымского вестника», но и снять копии отчетов о поездках представителей императорской фамилии в наш город. Эти публикации достаточно подробные. В них сообщалось о прибытии в Севастополь очередного высокого визитера, детально — о его встречах с местными администраторами и военачальниками. Раскрывались также содержание состоявшихся бесед, характер принятых решений по затронутым проблемам.

Альбом — это, говорится в соответствующем словаре, «…издание, основу которого составляет полиграфическое воспроизведение картин, рисунков, чертежей, фотоснимков и пр. кратким пояснительным текстом». Уж чего-чего, а фотографий, репродукций живописных полотен в томе представлено предостаточно. Многие из них уже полузабыты, а некоторые публикуются впервые. Это касается и обнародованных текстов. Например, не пройти мимо предложенных вниманию читателей «Нравственных идеалов Екатерины II». Какие еще могут быть идеалы у императрицы — угнетательницы народных масс, как учили нас в школе советского периода? А вот какие: «Будьте мягки, человеколюбивы, доступны, сострадательны и щедры, — писала Екатерина II. — Ваше величие да не препятствует вам добродушно снисходить к малым людям и ставить себя в их положение, так, чтобы эта доброта никогда не умаляла ни вашей власти, ни их почтения… Поступайте так, чтобы люди добрые вас любили, злые боялись и все уважали»…

Так и поступали потомки императрицы, названной Великой. Альбом пестрит сообщениями об их благородных поступках. Так, Николай I, удивившись бедности балаклавского Георгиевского монастыря, с готовностью уважил просьбу митрополита Агафангела. На нужды обители монарх выделил огромную по тем временам сумму в 30 тысяч рублей. В 1859 году Александр II распорядился из Малой церкви Зимнего дворца перенести в Херсонесский монастырь частицу мощей святого равноапостольного князя Владимира. Царь также «пожаловал деньги на отливку 111-пудового колокола и покупку Корсунской иконы Божией Матери, особо почитавшейся в Херсонесском монастыре». В 1911 году Николай II распорядился выделить 8000 рублей на завершение работ по возведению в Севастополе мечети…

Редактор книги М.П. Апошанская также сказала свое слово. Она по-новому открыла для себя представителей Дома Романовых.

Даже в самой объемной газетной публикации не раскрыть содержания альбома в сотни страниц. Благо автор проекта «Севастополь» В.Н. Прокопенков вручил экземпляры издания представителям крупных библиотек города, музейным учреждениям. Там они будут доступны широкому кругу читателей.

Вадим Николаевич поделился планами на будущее. Продолжается сбор материалов для готовящегося к печати альбома «Счастливое детство». Со временем увидит свет том «Севастополь на картах». Общественная организация «Севастополь Таврический» обладает редким их собранием, начиная едва ли не со дня основания города в конце XVIII века.

Стоит вернуться к архитектуре города, имея под рукой сложившуюся коллекцию акварелей с видами Севастополя, начиная с 1810 года. Готова к печати считавшаяся утраченной рукопись повести краеведа, исследователя, писателя Евгения Веникеева «Пароход-фрегат «Владимир». Произведение сохранил друг автора, Анатолий Дмитриев. Большим своим личным упущением В.Н. Прокопенков считает отсутствие альбома об адмирале П.С. Нахимове. Он надеется на то, что этот пробел будет устранен.

Благородна цель, к которой стремятся В.Н. Прокопенков, А.А. Зубарев и их соратники: рассказать всем о том, что сами узнали. Рассказать ярко, увлеченно, с любовью к одному городу.

На снимке: В.Н. Прокопенков и А.А. Зубарев.

Фото автора.

Другие статьи этого номера