Школьные принадлежности: выбираем «правильные» вещи

Школьные принадлежности: выбираем "правильные" вещи

До начала школьных занятий остались считанные дни. Пожалуй, сейчас
самый актуальный вопрос для родителей учащихся — покупка школьных
принадлежностей.СКОЛЬКО СТОИТ ШКОЛЬНАЯ ФОРМА?

На школьные базары и в специализированные магазины люди приходят целыми семьями.

— А вы можете мне в чеке цену побольше указать? — спрашивает у продавца молодая женщина.

— Нет! Стоимость укажу по факту покупки, когда товар приобретете. Так что выбирайте, — широким жестом указывает продавец на увешенные костюмами, брюками, кофточками, сарафанами и рубашками огромные ряды.

Выбор в магазине действительно велик. Да и цена соответствует качеству. Так, белая хлопчатобумажная блузка для девочки-подростка стоит 1200 рублей, стильная юбка в складочку (полушерсть) — 1750 рублей, брюки — 1800 рублей.

Костюмы для мальчиков — от 2500 до 9000 рублей в зависимости от состава ткани, размера и производителя, брюки — от 1200 рублей.

— Помогите, пожалуйста, подобрать школьную форму для ребенка, — просит очередная покупательница.

— У нас не школьная форма, а костюмы для мальчиков, — поправляет ее продавец.

— 4200 рублей отдала за костюм, еще тысячу — за рубашку, и это все для 10-летнего мальчика! — делится эмоциями молодая женщина, покидая магазин.

— А я своему сыну костюм за 6 тысяч купила: он у меня большой мальчик, ему стандартная школьная форма не подходит…

Действительно, если ребенок «вырос» из начальной школы, на нем сегодня вряд ли сэкономишь: чем старше детки, тем больше расходы. Правда, можно купить форму в магазинах класса «эконом». Там костюм на первоклассника (производителем указана Турция) стоит от 1500 рублей, блузки, рубашки, брюки — порядка 600 рублей. И хотя на этикетке написано, что в состав ткани входит 40% шерсти и 40% хлопка, впечатление такое, что изготовлены эти вещи из полиэтилена. Исключение составляют разве что водолазки по цене 300 рублей, которые, судя по этикетке, произведены в Узбекистане.

Тем не менее и у такой школьной формы находятся свои покупатели, хотя и немногочисленные. Оно и понятно: немногие родители готовы экономить на здоровье своих детей. Ведь от того, насколько комфортно будет школьнику в форме, напрямую зависят его успеваемость и самочувствие.

ПЕРВЫМ ДЕЛОМ — ГИГИЕНА

Как утверждают специалисты, среди мероприятий, направленных на укрепление здоровья и улучшение физического развития ребенка, немаловажным является соблюдение гигиенических требований к одежде. С помощью одежды вокруг тела создается искусственный «пододежный» микроклимат, значительно отличающийся от климата внешней среды. За счет этого одежда существенно снижает теплопотери организма, способствует сохранению постоянства температуры тела, облегчает терморегуляторную функцию кожи, обеспечивает процессы газообмена через кожные покровы.

Результаты анализа заболеваемости детей свидетельствуют о наличии прямых причинно-следственных связей между функциональным назначением предметов одежды и ее качественными показателями. Так, школьники, вынужденные носить форму с большим содержанием синтетических материалов, в большей степени подвержены заболеваниям кожи (контактный и атопический дерматиты) и простудным заболеваниям (грипп, ОРЗ, заболевания органов дыхания).

Взаимодействие между кожей ребенка и тканями школьной одежды определяется гигиеническими свойствами ткани: толщиной, массой, воздухопроницаемостью, гигроскопичностью, электризуемостью, а также теплопроводностью. Эти показатели важны для теплового комфорта и самочувствия ребенка. Требования к составу ткани, из которой сшита форма, более жесткие, потому что ребенок носит школьную одежду значительное время суток: школьник проводит в школьной форме 5-6 часов, а с учетом продленного дня — до 8-9 часов в день. Необходимо обращать внимание на покрой одежды, так как неправильно сшитая одежда также может принести вред.

Родители порой смотрят только на цену, а не на состав ткани, и покупают то, что детям носить нельзя. Обычный детский костюм может быть сшит из ткани, на 67% состоящей из химических волокон. В такой костюм можно одеваться разве что на праздник, а не носить ежедневно в школе. Ткань для школьной одежды должна иметь не более 55% синтетических волокон.

При выборе формы нужно обращать внимание на маркировку одежды (ярлычок с данными производителя, составом ткани и рекомендациями по чистке и стирке изделия). Обратите внимание и на символы, обозначающие, каким должен быть уход за изделием. Например, если на нем указана химчистка — лучше отказаться от такой одежды для ребенка, так как химические вещества могут быть вредны для здоровья школьника, который проведет почти целый день в этом костюме.

Ткань, из которой шьется форма, должна хотя бы наполовину состоять из шерсти, хлопка или вискозы, то есть натуральных материалов. Лучше подобрать для ребенка сразу несколько предметов школьной одежды, чтобы их было удобно менять в течение недели.

ПОРТФЕЛЬ — ПО ВОЗРАСТУ

Вы уже определились со школьной формой? Тогда самое время подумать об остальных школьных принадлежностях.

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в преддверии нового 2016-2017 учебного года напомнила родителям школьников о существующих требованиях безопасности, предъявляемых к учебным изданиям, ученическим портфелям и ранцам для детей и подростков.

Так, с целью сохранения правильной осанки у школьников техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков» (ТР ТС 007/2011) регламентируются размеры, вес, конструкция, показатели санитарно-химической, токсикологической безопасности материалов, из которых изготовлены ученические портфели и ранцы.

Маркировка ученических ранцев, портфелей и рюкзаков должна содержать информацию о возрасте пользователя. Вес портфелей, школьных ранцев и аналогичных изделий без учебников должен быть для обучающихся в начальных классах не более 700 граммов и для обучающихся в средних и старших классах — не более 1000 граммов. Ученический ранец для детей младшего школьного возраста должен быть снабжен формоустойчивой спинкой, обеспечивающей его полное прилегание к спине обучающегося и равномерное распределение веса.

Требования, предъявляемые к размерам изделий для учащихся начальных классов, следующие:

длина (высота) — 300-360 мм; высота передней стенки — 220-260 мм; ширина — 60-100 мм; длина плечевого ремня — не менее 600-700 мм; ширина плечевого ремня в верхней части (на протяжении 400-450 мм) — не менее 35-40 мм (допускается увеличение размеров не более чем на 30 мм).

Кроме того, ученические портфели и ранцы должны иметь детали и (или) фурнитуру со светоотражающими элементами на передних, боковых поверхностях и верхнем клапане и изготовляться из материалов контрастных цветов.

Иными словами, «правильный» школьный ранец должен иметь широкие регулируемые по длине ремни с амортизирующими прокладками, жёсткую недеформируемую спинку, фурнитуру со светоотражающими элементами на передних, боковых поверхностях и верхнем клапане и весить не более 0,7 кг (для учащихся начальных классов) или 1 кг (для учащихся средних и старших классов).

СКОЛЬКО ВЕСИТ УЧЕБНИК?

Гигиенические требования предъявляются также к весу, качеству бумаги и шрифтовому оформлению тетрадей и учебников (чтобы избежать зрительной нагрузки в процессе чтения, а также развития общего утомления). Причем особое внимание необходимо уделять качеству учебного издания для детей младшего школьного возраста, что связано с возрастными особенностями функции зрительного анализатора, адаптацией нервной системы к образовательному процессу, развитием навыка чтения.

Появление множества обучающих программ привело к тому, что школьные учебники приобрели самые различные форматы и расцветки. Количество страниц в учебниках год от года растет, книги тяжелеют. При этом максимальный вес учебника не должен превышать: 300 г — для 1-4-х классов; 400 г — для 5-6-х; 500 г — для 7-9-х; 600 г — для 10-11-х классов.

В качестве ориентировочного теста для проверки соответствия веса ранца с учебниками и тетрадями нормативным требованиям используется вычисление отношения веса ранца к весу ребенка. Оптимальное соотношение составляет 1:10. Такой подход учитывает и индивидуальные возможности ребенка.

В целях профилактики нарушения осанки обучающихся рекомендуется для начальных классов иметь два комплекта учебников: один — для использования на уроках в общеобразовательной организации, другой — для приготовления домашних заданий.

Фото Д. Метелкина.

Другие статьи этого номера