Почему плохих новостей больше?

Почему плохих новостей больше?

Нет ли у вас ощущения, что в калейдоскопе новостей, нескончаемым
потоком льющихся на наши головы, львиную долю занимают так
называемые плохие, содержащие негативную информацию? Порой так и
хочется сказать словами одной из героинь пародий Максима Галкина: «Как
страшно жить!» Ну в самом деле, с утра до вечера только и слышишь,
только и читаешь в бегущей строке: «сгорели… обрушился… утонули…
взорвался… пропали…» Возникает ощущение, что процентное
соотношение плохих и хороших новостей не выдерживает никакого
сравнения. Так ли это?КОМУ ЭТО ВЫГОДНО?

Период, когда передавали только хорошие новости, закончился вместе с самоликвидацией СССР. Но бодрые голоса дикторов, наполненные оптимизмом, убеждающие, что завтра обязательно будет лучше, чем вчера, многие еще помнят. От новостей приторно-сладких мы перешли к горько-соленым. В профессиональной медиа-среде можно встретить утверждение, что хорошие новости никому не нужны, потому что неинтересны. Зрелища должны быть обязательно кровавыми. Тогда люди не отходят от телевизора. Растет рейтинг программ. Плохие новости «цепляют», привлекают больше внимания, а потому лучше продаются.

За рубежом тоже бытовало такое мнение, правда, в середине ХХ века. Позже там пришли к выводу, что должен быть баланс. Доля хороших и плохих новостей должна быть примерно равной. А у нас осознание этого, по-видимому, еще только начинается… Однако последние научные изыскания позволяют делать вывод, что дело не только в циничности некоторых СМИ. Наша склонность к плохим новостям на самом деле имеет более сложное объяснение, чем обычный цинизм журналистов.

НАПРАШИВАЕМСЯ САМИ?

Канадские исследователи заявили, что большинство людей сами предпочитают узнавать о плохих новостях чаще, чем о хороших. Выводы ученые сделали, опираясь на итоги эксперимента с участием добровольцев, которым предложили выбрать из новостной ленты на экране компьютера любую новость. В этот момент специальные приборы отслеживали движение глазных яблок у наблюдаемых. Выяснилось, что большая часть добровольцев выбирала новости с негативным содержанием.

При этом никто из добровольцев не смог объяснить, почему он выбрал ту или иную плохую новость. Участники зачастую выбирали негативно окрашенные сюжеты — про коррупцию, неудачи, лицемерие и так далее — вместо нейтральных или позитивных историй. Особенно часто плохие новости читали те, кто в целом интересуется текущими событиями и политикой.

Тем не менее на прямой вопрос эти люди отвечали, что предпочитают хорошие новости. Как правило, они говорили, что это пресса слишком много внимания уделяет негативным событиям.

РЕАКЦИЯ НА ОПАСНОСТЬ

Исследователи представили свой эксперимент как неопровержимое доказательство так называемого негативного предубеждения: этот психологический термин обозначает наше коллективное желание слышать и запоминать плохие новости.

Согласно их теории, дело не только в злорадстве, но и в эволюции, которая приучила нас быстро реагировать на потенциальную угрозу. Плохие новости могут стать сигналом, что нам необходимо изменить своё поведение во избежание опасности.

Существует теория, что люди быстрее реагируют на негативные слова. Мы распознаём их быстрее, чем позитивные, и даже можем предсказать, что слово окажется неприятным ещё до того, как узнаем, что это за слово.

ЭФФЕКТ НЕОЖИДАННОСТИ

Наша настороженность по отношению к потенциальной угрозе — не единственное объяснение пристрастия к плохим новостям. По мнению исследователей, люди больше обращают внимание на плохие новости, поскольку в целом склонны идеализировать происходящее в мире. Что касается нашей собственной жизни, то большинство из нас считают себя лучше других. Согласно распространённому штампу, мы ожидаем, что в конце концов всё будет хорошо. Подобное радужное восприятие реальности приводит к тому, что плохие новости становятся для нас неожиданностью, им придается большее значение. Тёмные пятна, как известно, заметны лишь на светлом фоне.

СВОЙСТВО ПАМЯТИ

Почему память играет с нами, от раза к разу возвращая в ситуации, о которых лучше бы вообще не вспоминать? Почему плохие воспоминания повсюду преследуют нас и не стираются с годами, а хорошие, наоборот, словно покрылись слоем временной пыли? В большинстве случаев люди запоминают больше плохого, чем хорошего. Это одна из мощных реакций нашего организма на стресс.

Ученые установили, что скорость распространения плохих новостей из уст в уста почти вдвое больше. К тому же о плохой новости узнают впятеро больше людей. Мало того, люди охотнее обсуждают не хорошую, а плохую новость, чаще прибегая при этом к собственным комментариям и личностным оценкам.

Например, студентам, общавшимся в чате, экспериментаторы начали «подбрасывать» положительные и отрицательные новости о фирмах и производимых ими товарах и засекали, с какой скоростью расходится эта информация. Надо ли говорить, что быстрее по Интернету распространялся негатив.

* * *

«Индексы страхов» россиян

Россияне по-прежнему больше всего боятся возникновения международных конфликтов и роста цен. Однако к концу 2016 года общая атмосфера напряжения в обществе несколько снизилась. К таким выводам пришли социологи ВЦИОМ, которые обновили «индексы страхов» наших сограждан. Если в начале прошлого года показатель страха, связанного с нестабильной международной обстановкой, составлял 23 пункта, то к концу года он достиг уровня в 14 пунктов. А показатель, определяющий степень опасений относительно роста цен в магазинах и обесценивания сбережений, в декабре снизился до минимального значения и составил 10 пунктов. В начале года он был значительно выше — 19 пунктов. Другие страхи беспокоят россиян гораздо меньше: их показатели опустились до отрицательных значений. Например, страх роста преступности составил 1 пункт. Людей все меньше волнуют внутренние конфликты и беспорядки.

Другие статьи этого номера