В легендарном, овеянном славой городе-герое с особым чувством отметили День защитника Отечества.

В легендарном, овеянном славой городе-герое с особым чувством
отметили День защитника Отечества.

СБОР ВЕТЕРАНОВ-ПОДВОДНИКОВ

Вот уже почти 20 лет в Балаклаве 23 февраля в полдень собираются ветераны-подводники 27-й бригады. Состоялся сбор и в 2017 году. Ветераны возложили цветы к мемориальной доске капитана 1 ранга Андрея Крестовского, комбрига ПЛ, погибшего в 1944 году.

История этой бригады началась 8 мая 1956 года, когда приказом командующего ЧФ в Балаклаве был сформирован штаб, разместившийся на плавбазе «Эльбрус», стоявшей у причала на западном берегу бухты. Бригаду возглавил капитан 2 ранга В. Куприянов. Уже 12 сентября в Балаклаву из Ленинграда прибыла первая подводная лодка «М-260». До конца года на вооружение бригады поступили «М-261», «М-262», «М-351», «М-353». Лодки-«малютки» шли в Черное море в транспортных доках по внутренним судоходным путям. Так, первая лодка из группы под командованием капитан-лейтенанта Н. Рахилова смогла пройти весь путь по рекам за 30 дней вместо планируемых 45.

Председатель совета ветеранов-подводников Севастополя капитан 1 ранга Алексей Лушников рассказывает: «Не обошлось без курьезного случая. В самом начале маршрута лодка в ожидании буксира застряла на трое суток в посёлке Вознесенье на берегу Онежского озера. Командир БЧ-5 капитан-лейтенант Евгений Куличков на третий день с почтового отделения в поселке дал телеграмму: «Москва. Министерство обороны. Министру Маршалу Жукову. Заказ 669 завода, почтовый ящик 329, задерживается без всяких оснований в посёлке Вознесенье. Капитан-лейтенант Куличков». Телеграмма ушла утром, а через три часа появился буксир, взял док за ноздрю и без единой остановки (кроме дозаправки топливом) потащил до порта Жданов. Видимо, в Министерстве обороны оперативно отреагировали на необоснованную задержку доставки секретной подлодки проекта А-615 к месту постоянного базирования. Заместитель командира бригады капитан 2 ранга Н. Кабанов, встречая лодку, спросил: «Куличков, ты телеграмму давал Жукову?» Тот ответил: «Так точно, давал!»

В Балаклаве бригада была укомплектована двенадцатью подводными лодками-«малютками» проекта А-615. Командовали бригадой Владимир Куприянов, Иван Губанов, Юрий Ильченко, Борис Вешторт, Герой Советского Союза Владимир Герасимов. Службу в качестве командиров этих лодок прошли 52 человека. Многие из них стали видными военачальниками, командирами соединений, командирами атомоходов, Героями Советского Союза (Е. Соколов, Ю. Пыхтин, В. Козлов). Г. Мелков стал доктором юридических наук, профессором и академиком, а Евгений Куличков, давший телеграмму Жукову, стал впоследствии доктором технических и экономических наук, заслуженным деятелем науки и техники, академиком.

По меркам флотской летописи 27-я отдельная бригада ПЛ просуществовала недолго. Всего 21 год. В 1967 году бригада вошла в состав 14-й дивизии, а в 1970-м — перешла в Феодосию. В 1977 году последняя «зажигалка» была исключена из состава 381-го дивизиона ПЛ.

Лодки проекта А-615 были единственными в мире, способными двигаться на дизельном ходу в подводном состоянии. Разработка этого проекта началась в 1946 году. Лодка использовала кислород для окисления топлива и твердый химический поглотитель для удаления углекислого газа. При водоизмещении 500 тонн и скорости хода 15 узлов лодка имела длину 57 метров и экипаж 33 человека. Служба на такой лодке была серьезным испытанием для подводников. О комфорте экипажа конструкторы думали в самую последнюю очередь. Прозвище «зажигалка» лодка получила из-за цистерны с 9 тоннами жидкого кислорода. Всего было построено 29 таких лодок.

В качестве музейных экспонатов одна лодка стоит в Одессе, одна — в Краснодаре. Еще одна используется в качестве УТК в ВМИИ в Пушкине. В Балаклаве в прошлом веке на западном берегу при выходе в море была установлена рубка со списанной на металлолом «зажигалки». Судьба той рубки обросла легендами…

В 2016 году по инициативе общественности на том же месте была установлена рубка-новодел, сваренная балаклавскими умельцами на заводе «Металлист» из кусков металла. Габаритные размеры были изменены, но новый памятник дает некоторое представление о том, как выглядела рубка настоящей лодки.

Фото автора.

Другие статьи этого номера