В письме от 28.03.2017 № ВС-10-02-36/6393 «Об исполнении нормативов утилизации путем термической обработки отходов» «Росприроднадзор» объяснил, чем утилизация отходов отличается от их обезвреживания и почему нельзя исполнить нормативы утилизации отходов путем их обезвреживания.
Изначально стоит четко разграничивать, что утилизация отходов и обезвреживание отходов не являются тождественными понятиями. Так, исходя из смысла понятия «утилизация отходов», установленного ст. 1 закона № 89-ФЗ, а также понятий «рециклинг», «регенерация», «рекупирация», установленных ГОСТ 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» (далее—ГОСТ 30772-2001), целью утилизации отходов являются использование отходов для производства товаров (продукции), выполнение работ, оказание услуг, включая повторное использование отходов по тому же назначению, деятельность по технологической обработке отходов, включающая извлечение и восстановление ценных компонентов отходов, с возвращением их для повторного использования, а также действие, приводящее к восстановлению отходов до уровня вторичного сырья или материала.
Исходя из смысла понятия «обезвреживание отходов», установленного ст. 1 закона № 89-ФЗ, а также понятий «обезвреживание», «сжигание отходов», установленных ГОСТ 30772-2001, целью обезвреживания являются снижение негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду, уменьшение массы отходов, а никак не повторное использование.
Поскольку при термической обработке отходов происходит процесс обезвреживания отходов, изменение класса опасности обезвреживаемых отходов, а понятия «утилизация отходов» и «обезвреживание отходов» не являются тождественными, исполнение нормативов утилизации отходов путем их обезвреживания (в том числе сжигания) не представляется возможным.
В случае выявления фактов утилизации путем обезвреживания отходов (сжигания, пиролиза и т.д.) уполномоченными органами применяются меры административного воздействия, установленные ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которые влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от 1000 до 2000 рублей; на должностных лиц—от 10000 до 30000 рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица,—от 30000 до 50000 или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; на юридических лиц—от 100000 до 250000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Т. ЧИКИНА, помощник Севастопольского межрайонного природоохранного прокурора, юрист 2-го класса.