Борис БЛАНК: «Не бойтесь совершать ошибки!»

Борис БЛАНК: «Не бойтесь совершать ошибки!»

Борис Бланк—народный художник РСФСР, трижды лауреат национальной кинопремии «Ника», президент гильдии художников Союза кинематографистов России. В «послужном списке» мэтра свыше 50 фильмов, где он выступает в качестве художника-постановщика. Он сценарист 70 спектаклей, идущих по сей день на театральных сценах разных городов страны. Бланк—кинорежиссер 11 художественных кинолент, автор многочисленных живописных полотен. Но… «Я столько совершил ошибок, глупостей, что думаю, выполнил лишь процентов двадцать из того, что мог бы»,—говорит Бланк.

 

В Севастополе на сцене античного театра древнего Херсонеса по приглашению Русского театрального дома в рамках проекта «Театр и книга» состоялась творческая встреча с народным артистом РСФСР Борисом Бланком. На авторском вечере выступили народные артисты РФ Владимир Стеклов и Александр Пашутин. В их исполнении прозвучали вдохновенные поэтические и музыкальные произведения.
Артисты снимались в фильмах Бланка. Стеклов в «Кремлевских тайнах XVI века» сыграл Шута, а Пашутин работал с мэтром в картине в «Карьере Артуро Уи. Новая версия. Дольфита». Отдельной темой разговора на встрече был крепкий творческий союз народного художника РСФСР Бориса Бланка и театрального режиссера, заслуженного деятеля искусств России, АРК Владимира Магара. На сцене Севастопольского русского драматического театра им. А.В. Луначарского они поставили девять спектаклей.
Идея организаторов провести встречу на театральных подмостках древнего Херсонеса сама по себе несла скрытый смысл. Греческий амфитеатр, центр культурной жизни исчезнувшей цивилизации, в этот вечер стал неким алтарем, исповедальным местом. Чистосердечных признаний, прозвучавших их уст Б.Л. Бланка, человека яркого, самобытного, сделано было много. И чем больше Борис Бланк признавался в собственном несовершенстве, тем выше и явственней казалась его нравственная высота.
В книге «Ва-Бланк!», презентация Борис БЛАНК: «Не бойтесь совершать ошибки!»которой состоялась в рамках проекта «Театр и книга», автор не скупится на саморазоблачение. Он честен, открыт, готов к любой читательской реакции. Бланк признается, что ему, как и Горькому, симпатичны люди со сложной душой, разрывающиеся между правдой и неправдой, духом и плотью. Есть «люди», и есть «человеки», как «есть земля, неудобная для посева, и урожайная земля»,—цитирует кинематографист горьковские строки.
На его творческий век пришлись самые разные исторические и политические эпохи. Бланк работал с выдающимися людьми. В своей книге он пишет о специфике профессии людей искусства, о магии театра и кино в открытой, совершенно освобожденной от стереотипов манере. Его герои, в первую очередь,—это те, с кем работал: кинорежиссеры Элем Климов («Добро пожаловать, или посторонним вход воспрещен», «Похождения зубного врача»), Юлий Карасик («Шестое июля», «Чайка», «Стакан воды»), Алексей Сахаров («Время летать», «Лестница»), Эмиль Лотяну (Мой ласковый и нежный зверь», «Анна Павлова»), Константин Худяков («Кто заплатит за удачу», «Успех»), а также театральные постановщики Юрий Любимов («Добрый человек из Сезуана», «Евгений Онегин»), Павел Хомский («Доктор Джекил и мистер Хайд», «Опасные связи», «Сирано де Бержерак») и многие-многие другие.
Презентуя первую книгу, Бланк делится замыслом следующей, с рабочим названием «На ошибках не учатся». «Как бы вы ни старались, вы все равно будете совершать ошибки. Не бойтесь! Такова человеческая ментальность. Так Всевышний заложил».
При этом Бланк утверждает: «Когда вы совершаете ошибки, очень важно, чтобы рядом с вами был человек нравственно сильнее. Тогда вы спасетесь. Это значит, что Всевышний позаботился о вас». Таким человеком для Бориса Бланка, по его же признанию, стала жена, художница Александра Васина, благодаря союзу с которой автор раскрылся и реализовался как Художник с большой буквы.
От душевных метаний личности Бланк легко и пластично перешел к «вечным» темам: современному творчеству, искусству. «Мы идем к постепенному исчезновению искусства,—утверждает Бланк.—Таково течение времени. Время свое возьмет. Пришло время ускоренных ритмов, а искусство не любит ускоренных ритмов».
«Я прихожу к студентам, которые хотят стать художниками кино, и прошу поднять руки тех, кто имеет какое-либо художественное образование. Поднимается не более одной-двух. Ребята ориентируются на компьютеры и скорее умеют чертить, чем рисовать. Но это все лишь элементы технологии. Все то, что набирается на компьютере,—это механический элемент».
В «старомодном» понимании художника только созданное рукотворно может «оплодотворить» образ. Искусство без некоего таинства—не искусство. «Всевышний дал нам искусство как высшую меру интуитивного познания,—считает Борис Бланк и приводит слова А.С. Пушкина: «Рука художника умнее самого художника». Если этого нет, искусство как явление духовной жизни обречено. …Изменить мир к лучшему может только личность. Но если следовать Бланку, то личность в искусстве тоже исчезает! Избранность исчезает, идет квалификационный стандарт. Художник обеспокоен, что скоро и сама профессия будет называться не художник кино, а скажем, шеф-дизайнер, что по сути означает создатель «упаковки»…
На вечере прозвучали слова искренней благодарности автору проекта «Театр и книга», руководителю СРОО «Русский театральный дом» Денису Бурганову. Признательность артистам и партнерам проекта за прекрасный творческий вечер выразила член Совета Федерации Федерального Собрания РФ Ольга Тимофеева.

 

Оксана НЕПОМНЯЩИХ.
На снимках: творческий вечер Б. Бланка в Севастополе.

Оксана Непомнящих

Обозреватель ежедневной информационно-политической газеты "Слава Севастополя"

Другие статьи этого номера