Новые страницы содружества режиссера и художника

Про «зайцев» и общественный договор

В последний день июля в Античном театре в Херсонесе состоялась встреча с народным художником РФ Борисом Лейбовичем Бланком, о чем «Слава» уже рассказывала своим читателям.

 

Заслуженный деятель искусств РФ, президент Гильдии художников кино Союза кинематографистов России, действительный член Российской академии кинематографических искусств и наук, главный художник Театра киноактера, он трижды удостоен премии Национальной академии киноискусства «Ника». Заслуженный деятель искусств РФ, президент Гильдии художников кино Союза кинематографистов России, действительный член Российской академии кинематографических искусств и наук, главный художник Театра киноактера, он трижды удостоен премии Национальной академии киноискусства «Ника». В Севастополе прошли выставка его работ и презентация книги «Ва-Бланк! Повествование в трех действиях». В творческом вечере принимали участие Владимир Магар, Владимир Стеклов и Александр Пашутин. В своей неповторимой манере, мягко и вдумчиво, художник рассказывал о работе над спектаклями и фильмами, о важных встречах в жизни. За эпатирующей откровенностью Бланка с его заявлениями о том, что «он брался в жизни только за то, что легко получалось», и прочими скрывается тонкий, глубокий мастер с огромным жизненным и творческим опытом. В книге он открывает свои главные художественные принципы: парадоксальность решения, подчеркивание конфликта, создание яркой, условной среды. Все это соблюдалось в постановках Севастопольского академического русского драматического театра имени А.В. Луначарского, отдельные из которых были представлены на экране, и о них говорил Владимир Владимирович Магар. Совместно с Бланком он создал  девять спектаклей, в том числе «Женитьбу» и «Кабалу святош». Несколько страниц своей книги Бланк посвящает Магару, справедливо подчеркивая вклад режиссера в деятельность театра: «Он из провинциального театра сделал исключительно профессиональный». В течение четырнадцати лет режиссер и художник создавали на сцене театра мощные спектакли крупной формы с внушительными, многокрасочными декорациями и костюмами. Магар и Бланк совпадают в главном—восприятии театра как самого важного в жизни, ее творческой первоосновы, от этого и театральность их совместных постановок носит завораживающий эмоциональный характер. Им обоим одинаково близка та глубинная театральность, которая заложена в каждой пьесе, за какую бы они ни взялись, и во всех их постановках по-разному варьируется тема «мир—театр» и создается единая игровая среда. «Магар—уникальный режиссер, ориентирующийся на свою интуицию и тонко чувствующий запах искусства»,—пишет Б. Бланк.В августе в Балаклавском Дворце культуры была представлена новая совместная работа Магара и Бланка—«Он, она и «Битлз» (по пьесе А. Гельмана «Скамейка»). Бланк остался верен своему давнему художественному принципу—созданию условно-обобщенного места действия. Создав на уютной неглубокой сцене «парк имени Цюрупы» в состоянии ремонта, он наделил его чертами любого другого постсоветского парка, в то же время подчеркнув его условные, сказочные особенности. Накрытые статуи, неработающий фонтан, две ярко-голубые скамейки (их непременно должно быть две согласно идее романтического двоемирия), красный противопожарный щиток с голубыми инструментами на нем. И голубые розы в красном противопожарном ведре—капля поэзии среди будней ремонта.В постановке по пьесе А. Гельмана судьба конкретной пары возведена в ранг исторического обобщения. Спектакль создает историческую дистанцию, освободившую пьесу от социальной злободневности и придавшую ей вневременные черты. Несложный по фабуле сюжет Магар «укрупнил», превратив в музыкальную и пластическую партитуру. Музыка «Битлз» придает постановке современность и в то же время позволяет представить, что происходящее может случиться в любое время в любой стране. Русский танец героев под зажигательную танцевальную мелодию заставляет вспомнить о гротеске как одной из важнейших черт романтической драматургии. В постановке виден почерк автора «Подруги жизни» и «Голубки»—спектаклей, позволяющих сравнить режиссерскую манеру Магара (бережное отношение к внутреннему миру человека) с творчеством А. Васильева. Герои его «Взрослой дочери молодого человека» и «Серсо» существовали в восхитительной игровой атмосфере, и бесконфликтность отличала их существование. Новая постановка Магара получилась о таких же красивых и добрых людях, как и «Голубка».Удачным оказался выбор исполнителей. Геннадий Яковлев и Наталья Романычева играют своего рода архетипы, которые могут существовать в любые времена. Вера в пьесе—«молодая женщина в цветастом платье, с сумочкой через плечо, у нее длинное худое лицо, длинная худая шея, простые волосы до плеч, фигура плоская, нескладная». Ей постановщик оставил только цветастое платье, подчеркивающее изящную фигуру. Волосы актрисы скрыты косынкой.  Ее партнер (по Гельману—«невысокий, лысый, плотный мужчина сорока пяти лет, несколько неопрятно одетый: старые джинсы, мятая вельветовая курточка зеленого цвета, рубашка без галстука») превратился в стильного джентльмена в черном костюме, белоснежной рубашке, красных носках и красном же галстуке-бабочке. Здесь Вера—это не только героиня пьесы А. Гельмана, нежная и сильная, со своей «производственной» биографией и обидой на партнера, но и современница каждой в любую эпоху. Это и своего рода символ вечной женственности, хотя внешность и поведение героини Н. Романычевой присущи конкретной женщине. Постановщик усилил и эмоциональный фон пьесы, заставив актеров существовать в повышенном эмоциональном диапазоне. Зритель чутко реагирует на нюансы взаимоотношений героев, а особенно—на неожиданный бурный финал. В конце спектакля художник преподносит сюрприз, гармонично вписавшийся в захватывающую атмосферу веселой театральной игры. А новая постановка стала еще одной счастливой страницей сотворчества режиссера и художника.

 

Е. Смирнова. 

Другие статьи этого номера