В большой выставочный зал Культурно-информационного центра словно вернулась весна. На его стенах размещены полотна с полыхающими яркими красками ромашками, розами, ирисами, сиренью, хризантемами, тюльпанами… Оформленная здесь персональная выставка работ известной севастопольской художницы Варвары Грищенко названа точно— «Натюрморт».
Удивительно, но о предстоящем вернисаже Варвара Павловна не подозревала почти до дня его открытия. О предоставлении зала, доставке на другой конец города картин, их размещении на вертикальных площадях молча хлопотали муж, Иван Михайлович, сын Роман и дочь Валентина—тоже художники.
Всем им очень хотелось преподнести самому близкому человеку сюрприз по случаю минувшего недавно ее дня рождения. Варвара Павловна некстати занемогла, что помогло сохранить в тайне приготовление события. Художница приехала на место, когда все уже было готово к открытию очередного показа ее полотен.
Варвара Грищенко не была бы сама собой, если бы обошлась без замечаний: «Почему только натюрморты? А где портреты, жанровые работы?» «Все, Варя, впереди»,—отвечал Иван Михайлович. Если автор выставки и могла хоть что-то изменить в оформлении, то только поменять местами некоторые картины. Тем и ограничилась. Сюрприз все же удался.
Открытие выставки Варвары Грищенко совпало с приездом в наш город на отдых и на этюды заместителя ректора Тольяттинского государственного университета, директора его изобразительного и декоративно-прикладного института, профессора, заслуженного художника Российской Федерации, почетного члена Российской академии художеств С.Н. Кондулукова и его жены, Веры Ивановны, тоже профессора и прочая, прочая, прочая.
Вместе с супругами Грищенко Сергей Никитович продолжил свое образование в нынешнем Санкт-Петербурге. Это их первая после многих лет встреча, можно даже сказать, новое знакомство. Маститый приезжий живописец выразил неподдельное восхищение экспонатами вернисажа. Эти картины, сказал гость, украсят выставку любого уровня. Сергей Кондулуков сослался на лучшие примеры творчества известных художников, которые мастерски, увлеченно передают красоту русского Севера. «Варвара Павловна,—продолжал Сергей Никитович,—посредством натюрморта, как редко кто до нее, воплощает в своих работах красоту русского юга. Натюрморт—это прежде всего цвет, свет и воздух. И творчество художницы—это бесконечное стремление к совершенству.
Свой путь художница Варвара Грищенко начинала как портретист. Судя по всему, она могла преуспеть и в этом жанре (нарисованных ею трактористов, строителей, ветеранов Великой Отечественной, комсомольцев отбирали на самые престижные выставки как дома, так и в столицах). Художница обращалась и к жанровым картинам. Одна из них под названием «Эстафета» была создана в соавторстве с мужем. Она экспонировалась на выставке «Физическая культура и спорт», где имела успех.
Возможно, Варвара Павловна снова обратится к портрету, сюжету, снова встанет к мольберту с Иваном Михайловичем. Но пока—натюрморт, пока—цветы и все, что им может сопутствовать, а значит—самое трудное, самое неуловимое: цвет, свет и воздух.
А. КАЛЬКО.
На снимках: В.П. Грищенко и ее работы.
Фото Н. Чёрной.