Серая зона

Вопрос в лоб

«Удовлетворяет ли вас качество ремонта сложной бытовой техники в Севастополе?» Такой вот совсем коротенький вопрос задали мы нашим читателям в прошлый четверг. Ответов получили немного. Что, наверное, можно считать добрым знаком: значит, проблема не является на сегодня достаточно острой… Но тенденции… Ох уж эти тенденции! Правильно, они и на этот раз настораживают. Судите сами.

 

Из четырнадцати поступивших писем и звонков—восемь вполне созвучны тексту (местами дословно), присланному на электронный адрес редакции Еленой Долженковой: «Мошенники! После устранения поломки техника поломалась сразу. Деньги не возвращают! На звонки не отвечают! Самое грустное, что кроме телефона, указанного на сайте сервисного центра, у меня ничего нет. Там, правда, есть еще и почтовые адреса двух филиалов (в Гагаринском и Нахимовском районах). Что делать—посетила. По указанным адресам находятся квартиры. В одну попасть мы так и не смогли (два раза были), в другой дверь открыли, но сообщили, что никакого Михаила (так представился мастер) здесь никогда не было. Плакали наши семь тысяч».
Ирина Николаевна с пр. Героев Сталинграда попала практически в идентичную ситуацию. Только с тем же результатом «отремонтировала» не стиральную, а посудомоечную машину. Не дозвонившись в течение двух дней по единственному известному телефону, решила применить военную хитрость: набрала номер с другого аппарата… Разговора, впрочем, опять не вышло: поняв, кто звонит, собеседник сразу бросил трубку и в дальнейшем на звонки и с этого номера не отвечал. Сколько тысяч «заплакали» у Ирины Николаевны, она не сообщила. Но тоже, надо полагать, не меньше нескольких…
«Когда в семье ломается стиральная машина, особенно если есть маленькие дети (а у меня их двое),—это практически трагедия. Любая хозяйка подтвердит. Вот у меня такая трагедия и произошла. Лето! Гора грязного белья! Муж в командировке!—рассказала свою историю Татьяна (пр. Генерала Острякова).—Обычно он у нас такими вопросами занимается. Что-то и сам может сделать—из рукастых. А тут: сама-сама, как говорится. Нашла в Интернете красивый, внушающий доверие сайт сервисного центра. Там еще счетчик работал: «Скидка на любой ремонт—10 процентов. До конца акции осталось»… ну, сколько-то там часов. Но купилась, честно говоря, не только на это. На то, что «Звонки принимаем круглосуточно. Мастер приезжает в течение часа». Приехал, правда, через полтора. Провозился минут 50, сообщил, что поменял тэн. И это будет стоить 3500 рублей. Охнула, но делать-то нечего. Раз надо, значит, надо. Машина, слава Богу, работает, но муж, приехав домой, классифицировал мое поведение как «лоховское». Фирменный тэн для нашей LG стоит, оказывается, всего 700-800 рублей. Ну и сколько там на установку… Никак не три с половиной тысячи. К тому же и старый тэн, муж проверил, оказался вполне себе рабочим. Получается, развели?»
Ну, развели или все-таки не очень—тут, конечно, нужна более серьезная техническая экпертиза. Но вот на цену обратить внимание стоит.
Виктор Иванович Колесников и обратил. У него среди лета сломался холодильник. По примеру Татьяны отыскал в Интернете красивый сайт. Ему ремонт обошелся в четыре тысячи рублей. «Сразу на радостях заплатил. А потом «жаба» начала поддавливать: я за двадцать тысяч месяц «впахиваю», а тут за 45 минут—четыре тысячи, как с куста… Пошел, как говорится, в люди. По друзьям-знакомым поспрашивал, во сколько им обошёлся ремонт бытовой техники. В смету меньше трех тысяч сейчас, как выяснилось, никто не вписался. Так что у меня получился, выходит, почти «бюджетный вариант».
Письма и звонки наших читателей, думается, придадут Виктору Ивановичу еще больше уверенности в этом. Меньше, чем за три тысячи (больше—сколько угодно), встретиться с ремонтниками не получилось ни у кого из позвонивших или написавших.
Разумеется, это не является истиной в последней инстанции. Просто те, у кого получилось, вполне сохраняют душевный покой. А он к жалобам не располагает. Но и не замечать явную тенденцию (а она, как ни крути, просматривается) тоже негоже.
К сожалению, так думаю не только я. Уже к концу отведенного на общение с читателями часа позвонил мужчина, представившийся Виктором. Сообщил, что ремонтом сложной бытовой техники как индивидуальный предприниматель занимается одиннадцатый год. «И то, что сейчас происходит в бизнесе, вызывает в нашем сообществе тревогу. Раньше ведь как было: весь Севастополь обслуживало до десятка официально зарегистрированных сервисных центров и 50-60 ИПэшников (кто-то приживался, кто-то не приживался—в общем, живой процесс). Наш бизнес, как и сама жизнь в Севастополе, имел тогда своеобразную специфику. Большинство мастеров располагали репутацией, сложившимся кругом клиентуры, который расширялся (или сужался) по рекомендациям. В общем, это были отношения по типу «семейного мастера», которые строились прежде всего на доверии. Естественно, что при такой системе отношений бессовестного задирания цен не было. Это, в свою очередь, обеспечивало нам конкурентное преимущество перед сервисными центрами. Сейчас ситуация изменилась. И, я бы сказал, кардинально. В городе уже не менее 150 индивидуалов занимаются ремонтом сложной бытовой техники. Многие приехали, как они говорят, «зацепиться», с «материка» с семьями, появились и симферопольцы (говорят, у нас «комфортная среда для бизнеса»).
К сожалению, уровень квалификации вновь прибывающих зачастую оставляет желать лучшего. В небольших городках это был у них приработок, а тут—основная работа. Вот и спешат «снимать сливки»: пока и население доверчивое, и власть находится в стадии становления. Это—не конкурентный звонок. Как говорится, за Севастополь обидно. И людей жалко. Сколько народу еще пострадает, пока поймет, что доверительным отношениям отныне нужно предпочесть деловой прагматизм».
Не берусь судить, насколько «это—не конкурентный звонок». Но логика в словах собеседника, безусловно, присутствует. Я и сам проанализировал зазывные сайты некоторых новоиспеченных сервисных центров. Действительно, пустышки-заманухи, за которыми никаких сервисных центров на самом деле и нет. На одном, например, нашел много телефонов (четыре), из которых ответил только один. Да и тот, как выяснилось, к сайту непосредственного отношения не имеет. Человек, представившийся Станиславом, сообщил, что работает сам по себе. Просто у него осталась «симка», которую когда-то дал ему Данила. И он иногда этой «симкой» пользуется. А основной телефон сайта, по которому должны принимать заказы, не отвечает, т.к. Данила уехал на несколько дней на «материк». А сайт этот только его.
Вот те раз! А как же рекламируемый мощный сервисный центр с собственной учебной базой и сервисом?!
Чтобы создать самый простенький сервисный центр, в соответствии с расчетами по бизнес-плану, требуется, как минимум, 10 тыс. у.е. Те, кто приехали «зацепиться» в Севастополе, этим, разумеется, заморачиваться не будут. Деньги нужны «на зацеп».
В принципе, скажем так, отдельные эпизоды, которые сейчас происходят на рынке ремонтных услуг, вполне попадают под определение «мошенничество». Но, правда, в мелких масштабах, и чтобы дотянуть его до суммы 250 тыс. рублей, правоохранителям потребуется изрядно попотеть. Но ловить блох, когда «мастера» практически не оставляют следов, а многие даже официально не зарегистрированы в налоговых органах и, соответственно, в «Роспотребнадзоре», силовики, скорее всего, не будут. Они и на «материке» в подобных случаях действуют не очень-то напористо. А уж здесь…
Севастополь пока находится—по крайней мере, по этой теме—в серой зоне. Ловкачи и пытаются этим воспользоваться. Из-за доверчивости, увы, не одних только пенсионеров у них это порой и получается.
Поэтому, уважаемые сограждане, в самый раз вспомнить пословицу: «На Бога надейся, а сам не плошай». Не надо попадаться на всякие красивые «заманухи». Работайте с серьезными субъектами рынка услуг. Требуйте необходимые регистрационные документы, на выполнение всех работ соглашайтесь только после подписания договоров, берите чеки об оплате. Это, по крайней мере, позволит вам обратиться, если припечет, в контрольные, правоохранительные и судебные органы. В противном случае, как это и происходит сейчас кое-где у нас порой, обращаться будет не с чем. А одни только слезы… Они в любом деле—плохой помощник.

 

Александр СКРИПНИЧЕНКО.

 

* * *

Следующий «Вопрос в лоб» мы формулируем так: «В каком городе (населенном пункте, стране) вы хотели бы проживать и почему?»
Ответы на него ждем в пятницу, 29 сентября, с 13 до 14 часов по телефону 54-49-34 или на электронный адрес редакции (slavasev@mail.ru) не позднее понедельника, 2 октября.

Другие статьи этого номера