Навстречу жизни

Коммунальная жизнь

«Талант—это поручение от Бога. Главное—не зарыть его в землю, а иметь силы нести его людям…»

Наша жизнь богата на разные встречи. В моей произошли две взаимодополняющие. первая—с Лидией Андреевной Тихолаз. Страшная болезнь—ДЦП (детский церебральный паралич)—отняла у неё руки, и она вынуждена была рисовать… ногами, но стала при этом заслуженной художницей Украины. Меня настолько восхитил и воодушевил этот человек, эта личность, настолько впечатлили её картины и жажда жизни, что я решила написать о Лидии книгу.
Далась она трудно: во-первых, мы живем хоть и в одном городе, но далековато друг от друга, и я каждые субботу и воскресенье, вооружившись диктофоном, ехала в гости к Лидии Андреевне, а во-вторых (и это главное), я ещё не выработала свой стиль, не было опыта построения фраз, предложений. Все в первый раз. Но в итоге появилась эта повесть о маленькой девочке, родившейся инвалидом, и её мечте. О том, как она стремилась к намеченной цели и, вопреки всему, достигла желаемого.
А после произошла самая главная моя встреча—с Богом. Прочитав притчу Иисуса о талантах, стала бояться потерять дар писательства. Отчасти этот страх и подтолкнул меня закончить книгу, которую я писала семь лет, шесть лет она лежала «мёртвым грузом». Объяснялось это занятостью, отсутствием денег… Но, как я сейчас понимаю, в большей степени это были боязнь и растерянность.
Я, как и Лидия, хотела ощутить свою ценность в жизни, прожить её не зря. И работа над повестью помогла мне найти своё место, найти себя. Недаром в подзаголовке видеопрезентации моей книги стоят слова: «две героини, два автора». То есть книга в какой-то степени и обо мне. Я не понаслышке знаю, что такое ДЦП, больницы, санатории, трудность общения…
Когда я написала повесть, у меня появилась мечта издать её. Но так как я сама живу на инвалидную пенсию, то была не в силах в одиночку исполнить задуманное. Тогда и решила обратиться за помощью к предпринимателю и меценату Наталье Мищенко. Она разместила на своем сайте статью обо мне, и неравнодушные люди откликнулись. Деньги приходили не только от жителей Севастополя, но и от граждан Украины, что особенно трогает, если вспомнить непростую ситуацию в этой стране.
Дальше было издание книги, и следует сказать, что и тут я нашла поддержку у моих старых и добрых помощников и друзей из СРО ВОИ, а проще—Всероссийского общества инвалидов. Мало того, они помогают распространять её и делать доступной для массового читателя. В частности, отдано тридцать экземпляров в Центральную детскую библиотеку имени А.П. Гайдара. Ведь книга тем ценнее, чем больше человек её прочитают.
Первая презентация книги «Навстречу жизни» прошла в Балаклаве, в библиотеке имени Куприна. Об этом «Слава Севастополя» рассказывала своим читателям. Вечер получился эмоциональным, со слезой. Но была какая-то недосказанность, чего-то не хватало. А не хватало самого главного—картин героини книги, Лидии Тихолаз.
Лидия Тихолаз—вот так просто и без отчества, потому что настоящему художнику оно не нужно. А она настоящий художник и настоящий человек, что подтверждено всей её нелёгкой жизнью. Ею ещё раз доказано, что преодоление слабости тела дает возможность духовного роста.

 

«Если твоя цель больше твоих возможностей, все равно действуй. Ведь только через действие могут возрасти твои возможности»

Абсолютно случайно я оказалась в нужном месте в нужное время и познакомилась с преподавателем Севастопольского филиала Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова Инной Александровной Куприяновой. В Академии третьего возраста она вела курсы компьютерной грамотности, на которые я пришла вместе со своим мужем-инвалидом. Инна Александровна прочла книгу, прониклась дальнейшей судьбой героини, а после знакомства с художницей и её работами загорелась желанием создать проект «Навстречу жизни». Её стремлению способствовала и поддержка директора РЭУ им. Г.В. Плеханова Игоря Шевчука. Это не первое подобное мероприятие университета, он славится своим проектом «Только вместе», в рамках которого обследованы на доступность некоторые объекты города и создана карта доступной туристической среды.
И началась работа, к которой подключились две чудесные женщины, всецело преданные своему делу и получающие от него удовольствие: искусствовед Ольга Олеговна Мельниченко и доцент Инна Валерьевна Журавлёва. Я и не думала, что в экономическом университете настолько разносторонние преподаватели и что он так «заточен» на культуру.
А где профессионализм—там, как известно, и качество. Меня особенно поразило доверие друг к другу: мы не собирались все вместе для прогона всего мероприятия, каждый отвечал за порученный ему участок.
Если Инна Александровна сказала, что мольберты для картин будут, то так оно и произошло: зрителей радовали картины, установленные на них. Она взяла на себя всю техническую сторону проекта, в буквальном смысле жила и болела им.
Искусствовед профессионально подошла к оформлению выставки и подаче картин. Искусно Ольгой Мельниченко был применён приём представления Лидиных картин на фоне рассказа об именитых художниках—Ф. Кало и Б. Кустодиеве, тоже инвалидах, но с одной существенной разницей: они ими стали в процессе жизни, а она такой родилась. Меня поразила игра красок и света в картинах этих авторов—совсем, как у Лидии. И последний аккорд добавила доцент и соавтор проекта «Только вместе» (доступная туристская среда) Инна Валерьевна Журавлёва, которая мастерски скомпоновала всю презентацию, так что зритель наслаждался действом, отрывками из книги и картинами. Надо учесть, что все это делалось вместе с основной работой.
И вот 5 декабря всё свершилось. В Севастопольском филиале РЭУ имени Г.В. Плеханова состоялось открытие проекта «Навстречу жизни»—презентация моей книги «Навстречу жизни» и выставка картин Лидии Тихолаз.
Мероприятие прошло весомо и солидно, с множеством гостей. Открыл его директор Севастопольского филиала российского экономического университета им. Г.В. Плеханова, д.м.н. И. Шевчук. Выступили и представитель партии «Единая Россия» И. Гончарова, и зампредседателя Гагаринской администрации Ю. Иванченко (кстати, он сидел сбоку, и я обратила внимание, что его очень трогает происходящее). Присутствовали и соседи Лидии, и прихожане церкви на улице Пожарова, родной для неё, пришли и дорогие мне люди. Мы сами не ожидали, но вдруг случился «переаншлаг».
Особо мне запали в душу слова настоятеля храма Святителя Николая в Камышовой бухте протоиерея Сергия Федорова, поведавшего притчу о талантах. Батюшка пожелал нам с Лидой приумножать «таланты, данные Господом», а всем присутствующим—быть чуткими к страданиям других.
Также пришли школьники, сделавшие на уроках труда мольберты для картин. Я, как автор, с удовлетворением отметила просветленные, одухотворенные лица детей—им жить! Выступил также преподаватель кадетского училища. И это утвердило меня в идее проведения уроков доброты в школах и гимназиях города.
Встреча была пропитана атмосферой интеллигентности, неподдельными радостью и любовью, по которой многие люди соскучились. Очень хочется, чтобы зритель запомнил свое состояние и после намеренно вызывал его, когда апатия или душевная черствость вдруг «нечаянно нагрянет».
Картины были расставлены удачно для зрителей, и после официальной части они могли без спешки насладиться их самобытностью. Я всегда по-особому относилась к натюрмортам Лидии. Сколько их было в её творчестве! По изображению они самые разные, но по восприятию—неизменны. Вечно присутствует ощущение летнего базара. Будь то истекающий соком арбуз, вместе с другими фруктами господином развалившийся на блюде, или рыхлая сахарная дыня, или чудная антоновка—дар её родины. Всегда веришь в то, что они настоящие. Всё такое свежее и просится в рот. Художница никогда не экономит на красках, благодаря их сочности и колориту её полотна напитаны светом, они живые. Помните, как у Есенина: «половодье чувств»… Можно добавить: половодье красок. Яркость и пронзительность света и цвета присутствуют на всех полотнах Лидии Тихолаз.
Я смотрела на картины, и вдруг мне пришла в голову мысль, что без презентации книги не было бы этой выставки, а без Лидии не было бы книги. Как все взаимосвязано в этой жизни. Люди ценны именно своей непохожестью. Представьте, как бы было скучно жить, если бы все оказались одинаковы в своих стремлениях. Если люди разнятся в наклонностях и стараниях, то почему это воспринимается как должное, а физическое отклонение считается клеймом?
Я благодарна тому, что на моем творческом пути оказались мастера своего дела и просто душевные и порядочные люди из Севастопольского филиала РЭУ им. Г.В. Плеханова, и надеюсь, что наше сотрудничество продолжится.

 

Е. МОСКАЛЕНКО.

Другие статьи этого номера