Чужой среди своих…

Чужой среди своих...

Ну, или свой среди чужих… Кому как больше нравится, хотя таких (которым это нравится) на полуострове автор этих строк пока что не встречал. Но аналогия, тем не менее, вполне живая. И не абстрактная: навеяна словами президента Российского союза промышленников и предпринимателей А.Н. Шохина о текущей экономической ситуации в Севастополе и Крыму. На днях Александр Николаевич побывал в нашем городе на расширенном заседании координационного совета отделений РСПП Южного федерального округа (ЮФО). Итак, о своих и чужих по порядку.

 

Если рассматривать ситуацию в контексте ЮФО, то по макроэкономическим показателям мы здесь, на первый взгляд, выглядим вполне своими среди своих. В частности, исполнительный директор КСО РСПП ЮФО Евгений Журченко в своем выступлении отметил, что Севастополь и Крым по итогам прошлого года находятся в первой тройке регионов ЮФО, обеспечивших максимальный рост макроэкономических показателей по основным направлениям. Южный федеральный округ по объемам промышленного производства, например, вырос на 3,4 процента (при однопроцентном росте по стране), строители вообще прибавили 8,2 процента (при падении объемов по стране на 1,4 проц.)… Общий рост экономики составил 103,4 процента (при среднероссийском показателе 101,02 процента).
Севастополь и Крым даже на этом выигрышном в контексте общероссийской ситуации фоне выглядят по целому ряду основных направлений экономической деятельности еще более эффектно. Судите сами: по итогам 2017 года объем произведенных в Севастополе товаров оказался на 7,2% выше показателя предыдущего отчетного периода. Практически вдвое «подросла» сельскохозяйственная отрасль. В Крыму темпы роста еще выше (по отдельным направлениям—в разы), но…
Странное, на первый взгляд, дело, но и вице-президент РСПП, сопредседатель координационного совета РСПП Павел Лебедев, и председатель регионального объединения работодателей «Севастопольский союз промышленников и предпринимателей» Вячеслав Горбатов в своих выступлениях выглядели подчеркнуто сдержанными в оценке процессов, развивающихся сегодня в региональной экономике. Более того, послевкусие и от того, и от другого выступления осталось похожим: ощущение тревожности. Попробую пояснить.
Признавая чрезвычайную важность проделанной за последнее время работы (в Крыму и Севастополе разработана и утверждена стратегия развития до 2030 года, утверждена программа развития промышленного комплекса до 2020 года, предусматривающая формирование шести промышленных кластеров и пр.), оба докладчика, тем не менее, старательно и явно работали на… понижение уровня дискуссии. Никто из них не призывал открытым текстом спуститься с макроэкономических высот на грешную землю, но аудитория в основной массе сигнал явно уловила.
В частности, П. Лебедев проанализировал структуру валового регионального продукта Севастополя. И выяснилось, что на долю промышленности у нас приходится аж… 9,5 процента. Не знаю, солидаризировались ли они с В. Горбатовым, но тот «копнул» текущий момент еще глубже. К тому же—сквозь призму развития ситуации. Вячеслав Иванович попросил вывести на экран таблицу по структуре налоговых поступлений в местный бюджет в 2017 году и постоянно обращался к ней в течение всего выступления. Так вот, знаете, какой самый глубокий источник пополнения местного бюджета на сегодняшний день? Отнюдь не промышленность, не сельское хозяйство и уж точно не туризм. По сравнению с оптовой и розничной торговлей, которая обеспечила в 2017 году 1676840,1 тыс. рублей налоговых поступлений, они в явных аутсайдерах (например, все сельское хозяйство вместе с охотой, рыболовством и рыбоводством обеспечили налоговые поступления на сумму 403675,9 тыс. рублей, туристическая отрасль—279866,1 тыс. рублей).
«При нынешнем городском бюджете в 37 млрд рублей это сколько же нам при таких темпах потребуется времени, чтобы Севастополь стал в экономическом плане самодостаточным?»—задал риторический вопрос В. Горбатов.
Между тем положительный ответ на него мы должны найти в ближайшее десятилетие. Сможем ли? Задача непростая. Это признали и уже упомянутые, и другие докладчики, представляющие Крым и Севастополь. В частности, член правления РСПП, председатель Крымского регионального отделения РСПП А. Баталин отметил, что полномасштабному запуску крымской экономики мешает комплекс проблем, обусловленных как бюрократическими препонами, так и недостаточным уровнем компетенции среднего и малого бизнеса, которые, между тем, и обеспечивают максимальный уровень занятости и в Крыму, и в Севастополе.
Для развития региональному бизнесу не хватает оборотных средств. И взять их, по большому счету, негде. По мнению А. Баталина, ни одна федеральная программа в Крыму не доступна, Фонд поддержки промышленности на полуостров не зашел, кредиты для среднего и малого бизнеса (у нас нет кадастра со всеми вытекающими.—Ред.) недоступны. Еще хуже дела обстоят с валютными проблемами—даже бывшие союзные республики с Крымом стараются не работать…
Александр Баталин привел один весьма дидактический пример с бутылкой воды, которая стояла на столе у каждого участника заседания координационного совета. «Обратите внимание на географическую привязку,—подчеркнул он.—На этикетке написано: «Произведено: «Севастополь…», ну и так далее. Этого уже достаточно, чтобы бутылка не могла покинуть пределы Севастополя. Весь мир указывает только страну производства. А мы—детализируем себе во вред. По крайней мере, для Крыма давайте сделаем исключение. Год бьемся—решить проблему не можем».
К сожалению, есть целый комплекс региональных проблем, обусловленных исторической спецификой и особенностями развития экономики полуострова, которые не вписываются в действующие на сегодня российские правовые нормы. В частности, из-за дефицита воды в Крыму сельское хозяйство преимущественно развивалось в поймах рек и вблизи других водных источников. И сегодня из-за того, что в Российской Федерации действуют жесткие правила водозабора и пользования существующими ресурсами рек и озер, крымские аграрии уже одним своим существованием попадают под финансовые санкции.
«И вместо того чтобы оперативно решать проблемы, чиновники из департамента сельского хозяйства в прошлом году, например, провели в пяти пригородных хозяйствах 853 проверки и выписали штрафов на сумму пять миллионов рублей»,—сообщил собравшимся тот же В. Горбатов.
Обидно, конечно. Но на обиженных, как известно, воду возят… Главная проблема не в этом, считают севастопольцы и крымчане. Теряем темп. Примеры, к сожалению, уже есть. Было поручение президента РФ В. Путина по созданию «дорожной карты» развития гражданского судостроения в Крыму. Три производственные площадки уже есть (и одна—в Севастополе). Но гражданского судостроения как не было, так и нет. Для запуска программы на том же Севастопольском морзаводе нужно создать три тысячи рабочих мест. Своих специалистов, увы, «иных уж нет, а те далече…» В общем, надо их привлекать, а для этого нужно строить жилье. А для начала строительства нужно проводить конкурсные процедуры по выделению земли… А для… Ну, в общем, поняли?
Теряем темп. Когда это происходит на старте, есть большая вероятность отстать навсегда. Именно такую обеспокоенность высказывали практически все выступившие крымчане. И, пожалуй, у них получилось донести свою обеспокоенность до коллег.
Подытожив дискуссию, президент РСПП А. Шохин тогда, можно сказать, и признал, что Крым и Севастополь оказались в положении чужих среди своих. Ну, или наоборот, как кому нравится. Не буквально этими словами. Но по смыслу. Судите сами.
«Крымская специфика растворилась в большом федеральном округе (в ЮФО.—Ред.). Это плохо. Нужно подумать, как эту ситуацию изменить. Может быть, уместно использовать что-то по типу оффшорных зон Калининграда и Приморья. Снизить открытость, чтобы защитить интересы бизнеса…»
Почему бы и нет? От активности Российского союза промышленников и предпринимателей действительно зависит принятие важных для экономики государства решений. Президент Владимир Путин поддержал инициативу союза относительно того, чтобы все новшества, вносимые в налоговое законодательство и в область неналоговых платежей, принимались к осени. Это позволит подготовиться и адаптироваться к новому финансовому году. «Соответственно, предложения должны быть внесены на обсуждение в Государственную Думу РФ в период весенней сессии, при этом иметь четкие и убедительные на то основания, а также должны быть поддержаны региональными организациями и отраслевыми союзами для их скорейшего принятия»,—сказал Александр Шохин.
Будем надеяться, что в числе этих предложений окажутся и предложения по ситуации в Крыму. Участники расширенного заседания координационного совета приняли резолюцию объемом в две с половиной страницы. Ничего лишнего. Все—по делу. И каждая строчка выстрадана.

 

Александр СКРИПНИЧЕНКО.

Александр Скрипниченко

Обозреватель ежедневной информационно-политической газеты "Слава Севастополя"

Другие статьи этого номера