Пранк-журналистика как эксперимент с медиапространством

Пранк-журналистика как эксперимент  с медиапространством

20 сентября в Севастополь приехали известные пранкеры Алексей Столяров (Лексус) и Владимир Кузнецов (Вован) презентовать собственную книгу «По ком звонит телефон». Гости провели живую встречу со студентами СевГу в корпусе «Фесто». Тема обсуждения была заявлена следующая: «Пранк-журналистика как новая форма медиакоммуникаций».

 

Севастопольским студентам гости рассказали о пранк-журналистике.
Оказывается, быть пранкером совсем не просто. Нужно совмещать в себе качества журналиста, дипломата и психолога. В чем это выражается?
Сначала необходимо выйти на помощников vip-персон. Убедить их дать номер политика. После наступает самый интересный этап. Разговор, как правило, идёт не по запланированному плану, а спонтанно. Пранкеры пользуются импровизацией, умело располагая к себе собеседника. Главное—всегда быть на стороне говорящего и восхищаться им. В меру. Иначе политик может подумать, что вы ему льстите, и раскусит вас.
«Готового рецепта для пранка нет,—говорят гости.—Всё зависит от вашего умения вести переговоры и от способности подстраиваться под ситуацию».
Вован и Лексус считают себя основателями пранк-журналистики. Они первыми смогли провести телефонные переговоры с политиками мирового масштаба. В их списке такие личности, как Джон Маккейн, Борис Джонсон, Петр Порошенко. Список длинный. Как признаются сами ребята, «пранкер нацелен на получение общественно важной информации, чтобы посмотреть на политика под другим углом. Некая проверка «на вшивость».
В дискуссии со студентами Лексус попросил ребят не путать понятия «журналистика» и «пранк». «Журналистика—это не пранк. Пранк—это отдельный жанр, за которым, как я считаю, будущее». в конце своего рассказа Алексей Столяров сделал правильный посыл студентам, что так, как они, делать не нужно. Он аргументировал своё мнение тем, что у всех на факультете журналистики есть дисциплина «журналистская этика». «Мы просто рассматриваем такую вещь, как пранк-журналистика. Мне кажется, уместно показывать на нашем примере, как это работает».
К слову, данный метод является незаконным и недопустим для создания журналистских материалов. Некоторые СМИ используют этот метод для создания эксклюзивного контента. Как правило, такие материалы становятся причиной для судебных разбирательств.
В конце своего выступления Владимир Кузнецов предположил: «Скоро СМИ будут нужны не журналисты, а копипастеры, которые смогут из кучи информации вычленить главное». Зал разразился спорами. Студентам было что обсудить.
После того как пранкеры ответили на вопросы студентов, началась презентация книги «По ком звонит телефон». В книге собраны самые «громкие» пранки за все время деятельности ребят. Книгу не стоит воспринимать как пособие для начинающих пранкеров. Она написана исключительно в ознакомительных целях.
В конце встречи пранкеры предостерегли будущих студентов-журналистов: «Против своих принципов идти нельзя ради «горячего» материала».
После мероприятия студенты разделились на два лагеря. Одни считали пранк-журналистику действительно перспективным направлением, другие отнеслись к ней как к увеселительной забаве, не несущей никакого действенного толка и чреватой судебным преследованием.
Влад Суринский, журналист, СевГу, 4-й курс:
—Пранк-журналистика научит нас разбираться, где нам врут, а где говорят правду.
Анна Вольская, журналист, филиал МГУ, 2-й курс:
—Не уверена, что пранк-журналистика будет использоваться где-то, но как способ провести разовую акцию—да. Чтобы просто посмеяться над лицемерными чиновниками.
Относиться к пранк-журналистике серьёзно не стоит. Пранк был изначально придуман для того, чтобы «развести», «обуть» человека, дабы потом сказать, что это был розыгрыш. А вот уже как воспользуются полученной информацией пранкеры—это только на их совести. Ведь немудрено, что однажды злая шутка может перерасти в государственную катастрофу.

 

Другие статьи этого номера