Национальный союз страховщиков ответственности (НССО) подготовил предложения по защите пассажиров такси. Предполагается, что водителей будут выпускать на линию только при отсутствии у них переработок, а также при наличии полиса ОСАГО категории «такси» и действующего договора страхования ответственности перевозчика. Контролировать соблюдение этих требований должны будут агрегаторы такси.
Предложения страховщиков к законопроекту о госрегулировании такси вызваны принятием в первом чтении осенью 2018 г. законопроекта, включающего такси в систему обязательного страхования гражданской ответственности перевозчиков. Предложения направлены в комитеты Госдумы по финрынку, транспорту и строительству, Минтранс, Минфин, Банк России, Минэкономразвития. Законопроект о госрегулировании такси принят нижней палатой парламента в первом чтении 13 декабря 2018 г. и готовится ко второму чтению.
Рынок услуг такси в последние годы претерпел глобальные изменения, на нем появились новые игроки, и это требует корректировки действующей системы. Однако «положения законопроекта вызывают озабоченность у страхового сообщества и не в полной мере корректируют действующую систему государственного регулирования рынка легкового такси»,—сказано в письме за подписью президента НССО Игоря Юргенса. Страховщиков как конечных плательщиков по авариям беспокоит безопасность этого вида деятельности.
Чтобы повысить безопасность пассажиров такси, НССО предлагает установить дополнительные требования к водителям легкового такси: наличие водительского удостоверения образца, установленного на территории РФ, и трехлетнего стажа по этому удостоверению; периодичность прохождения медосмотра, отсутствие медицинских противопоказаний, список которых также должен быть установлен законом о госрегулировании такси; наличие «электронного» путевого листа ограниченного периода действия; отсутствие непогашенной судимости за тяжкие и особо тяжкие преступления/административные правонарушения, повлекшие причинение вреда жизни, здоровью и имуществу граждан.
Предполагается также изменить порядок работы агрегаторов. Они не должны устанавливать провозную плату, а могут лишь взимать фиксированную—за подачу такси, которая не может быть привязана к стоимости поездки. Кроме того, они должны будут блокировать переработки водителей. Во избежание ситуаций, когда один водитель подключен к нескольким службам заказа такси, все агрегаторы должны быть подключены к единой системе, в которой аккумулируются сведения обо всех водителях и времени их работы.
НССО предлагает создать два федеральных реестра—разрешений (содержащий данные о выданных разрешениях на деятельность перевозчика в качестве оказания услуг такси) и водителей (содержащий данные о водителях, которые имеют право работать водителями такси). Доступ к ним должны иметь страховые организации и иные субъекты, указанные в законе о госрегулировании такси.
При ежедневном подключении водителя к службе заказа такси последняя должна проверять, зарегистрированы ли водитель и его автомобиль в соответствующих реестрах, есть ли у водителя действующий «электронный» путевой лист, договор ОСАГО с признаком «такси» и застрахована ли ответственность перевозчика, а также нет ли у водителя переработок. В случае несоблюдения агрегатором этих требований на него должен накладываться штраф.
Кроме того, в законе необходимо предусмотреть гарантии защиты водителей и собственников транспортных средств от неадекватного поведения пассажиров, а также возможность ведения фотовидеофиксации в салоне, полагает НССО.
«Данные предложения должны существенно улучшить ситуацию с защищенностью пассажиров такси. Ведь сейчас за их безопасность фактически никто не отвечает: агрегатор говорит, что он оказывает только информационные услуги, а владелец машины зачастую оказывается не застрахован и далеко не всегда с него можно хоть что-то получить»,—цитирует пресс-служба ВСС, РСА и НССО президента НССО Игоря Юргенса.
Подготовил Сергей КОШКИН.