Свой 31-й день рождения Севастопольский театр юного зрителя встретил новым спектаклем. Еще на входе «премьерная» публика была приятно удивлена переменами в облике фойе. Театр не узнать! Все детали нового интерьера—изысканные драпировки, серебристый пол, даже металлоконструкции, зонирующие пространство,—подобраны с большим вкусом и, я бы сказала, с тактом, уважением к традициям театра. Рука художника чувствуется во всем! Теперь у нас есть настоящий театр-дом, куда люди приходят семьями. А вернувшись домой, за вечерним чаем ведут долгие разговоры об очень важных вещах. Это общение—не только великая ценность, но и большая радость для всех. И хорошо, что юные зрители учатся жизни на шедеврах русской классики.
Об этом побеспокоились и депутаты заксобрания, финансировавшие проект «Культура малой родины», в рамках которого был создан новый спектакль «Загадка Полесья» по повести А.И. Куприна «Олеся».
Благодаря этому проекту у театра появилась возможность пригласить на постановку режиссера из Симферополя Рената Бекташева, которого севастопольские театралы знают по успешным работам в театре флота, и балетмейстера из Омска Дмитрия Малёнова, что позволило достичь нового качества постановки, расширить художественную театральную палитру.
Действие спектакля происходит в болотистой лесной глуши. Главный художник театра Татьяна Карасева оформила сценическое пространство со свойственными многим ее работам воздушностью и лаконичностью. Но игра света и тени в подвижных складках легких тканей по мере развития действия удивляет нас все новыми и новыми эффектами (художник по свету—Алексей Майко). Пучки раскачивающихся светящихся нитей, мерцание звезд и движущиеся тени пугают, интригуют, завораживают. И так легко поверить в то, что в этом пространстве с людьми происходят странные вещи.
Обыденная скука, совершенно измучившая молодого барина Ивана Тимофеевича, вдруг уступает место большому чувству к полесской «ведьмаке» по имени Олеся. Виной этому ветер или чары юной красавицы, или, может быть, сама судьба привела его в эту глушь, чтобы открыть великую тайну бытия.
Дуэт главных персонажей в исполнении молодых актеров Екатерины Ганиной и Данилы Высоцкого выстроен постановщиком больше пластически, чем словесно. Вот для чего ему понадобился балетмейстер! Все верно: в любви важнее не слова, а то, что за ними. Приятно отметить тот факт, что молодые артисты здесь не пользуются привычными штампами, которые так часто убивают театральную правду.
В спектакле еще много хороших актерских работ. Интересны и убедительны Игорь Цветков в роли полесовщика Ярмолы, Жанна Терлецкая в роли старухи-Мануйлихи, совершенно фарсовый персонаж Урядник, которого с блеском исполняет Игорь Ливенцов, вполне достоверна и больная старуха Анны Алфимовой.
Окончание повести мне показалось более сильным, чем финал спектакля. Нитка красных бус в руках героя—единственное материальное свидетельство душевной катастрофы, произошедшей с ним. Эта волна одиночества, захлестнувшая героя, на мой взгляд, требует более яркого сценического воплощения.
Как давно вы не перечитывали рассказы и повести Куприна, не погружались в дивный мир его литературного наследия? Как-то не хватало времени? Тогда выберите свободный вечер, возьмите за руку детей и пойдите в театр на добрый и чистый спектакль «Загадка Полесья». А вернувшись домой, заварите чай и…
Т. ДОВГАНЬ.
Фото О. Базуриной.