Обитель муз

Новый МРТ в 5-й горбольнице будет работать в круглосуточном режиме

Ротонда—круглая постройка, перекрытая куполом, часто с колоннами…
(Словарь иностранных слов).

 

Куда ни посмотри, обрамление площади Ушакова прекрасно. Для себя многие горожане выделяют здание библиотеки имени Л.Н. Толстого, его ротонду. На минувшей неделе под сферическим потолком башни в очередной раз собралась публика. Рука тянулась написать: публика собралась, как обычно. Нет, не как обычно. Приподнятый над землей зал люди заполнили, следуя трем поводам.

 

Было время, когда ротонда использовалась как склад. Но три десятка лет назад директор библиотеки того времени Тамара Эссин распорядилась очистить уникальное помещение. Где надо, обновили побелку и покраску. Не без труда по крутым лестницам сюда подняли рояль, вдоль стен расставили стулья… Так появилась по-домашнему уютная литературно-музыкальная гостиная. Рядом с художественным словом встали мелодия и песня.
В течение 30 лет коллектив библиотеки частично обновился, время дохнуло на содержание его деятельности. Сейчас библиотеку возглавляет Е.А. Волкова. И по-прежнему широко открыта дверь литературно-музыкальной гостиной. В ее стенах прозаики и поэты представляют землякам свои новые книги, под звуки рояля льются оперные арии, романсы и песни. Здесь любители, почитатели прекрасного стали свидетелями первых шагов в литературе Людмилы Гусельниковой, Татьяны Корниенко, Владимира Губанова… За вдохновением, поддержкой читателей, оценкой своих новых произведений сюда идут уже громко заявившие о себе в творчестве Валерий Воронин, Николай Ильченко, Виталий Фесенко, Аркадий Чикин, Владимир Шавшин.
Татьяна Великодворская—автор романсов, счет которым идет на десятки. Значительная их часть впервые прозвучала именно в литературно-музыкальной гостиной. Некоторые из них исполнили Никита Бондин, Радмила Тачальная и другие молодые севастопольцы, которые в настоящее время либо еще совершенствуют свое мастерство в столичных профильных вузах, либо уже выходят на известные оперные сцены.
О приближающемся юбилее литературно-музыкальной гостиной знали, к нему готовились. Например, было решено несколько обновить убранство помещения. На приобретение материалов, оплату работы мастеров с определенными усилиями можно было выкроить средства из скромного бюджета библиотеки. Но «Одиссей»—фонд содействия развитию науки, культуры и кино—пожелал сделать ее коллективу подарок: все расходы он взял на себя. Сегодня музыкальная гостиная предстает перед глазами посетителей как в день новоселья библиотеки лет 80 назад.
В разрушенном войной Севастополе в числе первых принялись отстраивать кинотеатр «Победа», библиотеку имени Л.Н. Толстого, драматический театр имени А.В. Луначарского.
Воспользуемся случаем, чтобы вспомнить поразительные моменты составления во второй половине 40-х годов проектной документации по восстановлению центра города. За чертежи по два раза садились как московские авторитеты, так и севастопольцы. Разгорелось нешуточное соревнование. У нас была сформирована авторская группа по планировке и застройке центра Севастополя. Ее возглавили вчерашние ленинградцы Ю.А. Траутман—первый послевоенный главный архитектор города и его заместитель В.М. Артюхов. Юрий Андреевич поднимал оборонительные сооружения вблизи Ленинграда, Валентин Михайлович наводил переправу через Одер.
С невероятным рвением друзья принялись за мирное строительство. Изготовленная Ю.А. Траутманом, В.М. Артюховым и их товарищами проектная документация получила одобрение в Комитете по делам архитектуры при Совете Министров СССР. Из Севастополя Юрия Андреевича и его жену М.К. Ушакову направили, по существу, воссоздавать разрушенный землетрясением Ашхабад. Кстати, Мария Константиновна входила в состав авторской группы по разработке проекта планировки и застройки центра города. Талантливого специалиста в шутку называли «Ушакова с площади Ушакова». По чертежам Марии Константиновны строители поднимали здание библиотеки имени Л.Н. Толстого. О «почерке» ее мужа мы можем судить по гостинице «Севастополь»—зданию потрясающей красоты и неповторимой гармонии.
В городе ходит молва о том, что якобы при Украине наезжавшие в город американцы положили глаз на здание библиотеки. У них, говорят, было желание разместить в нем свое военное представительство. Интересно, не собирался ли некий адмирал водвориться именно в ротонде как в кабинете? Если такие планы и существовали, то им никогда не суждено было сбыться.
По случаю 30-летия литературно-музыкальной гостиной, по случаю завершения ее ремонта, а еще по случаю 175-летия со дня рождения выдающегося русского композитора Н.А. Римского-Корсакова здесь звучали романсы, арии из опер.
Собравшихся в зале глубоко впечатлил Анатолий Костенников—известный педагог, исследователь музыки, в том числе и творческого наследия Н.А. Римского-Корсакова. Анатолий Михайлович показал… диафильм о граде Китеже, озвученный им музыкой композитора. Текст читал тоже Анатолий Костенников, как в пору его знаменитой серии радиопередач о шедеврах малых музыкальных форм. Всё—как в предыдущие годы.
Вечер подготовили неизменная хозяйка гостиной по призванию, а по должности—главный библиотекарь отдела искусств А.А. Богодухова, пианистка Т.И. Великодворская, вокалисты Анна Качалова и Тарас Калько.
Руководитель регионального филиала фонда содействия развитию науки, культуры и кино «Одиссей» А.М. Костенников принял из рук директора государственного бюджетного учреждения культуры «Центральная библиотечная система для взрослых» Е.А. Волковой красочно оформленные благодарственные письма на свое имя и президента фонда «Одиссей» О. Пипия за помощь в ремонте литературно-музыкальной гостиной.

 

А. КАЛЬКО.

 

На снимке: ротонда Центральной городской библиотеки имени Л.Н. Толстого.
Фото из архива литературно-музыкальной гостиной.

Другие статьи этого номера