«Фокус» с банковской картой, или Дело кота Базилио живет и процветает?

Хлеб—всему голова

Ежегодно жертвами удаленного мошенничества (через мобильные телефоны и Интернет) в России становятся около 1,2 миллиона человек. О чем следует знать, чтобы не попасться на уловки мошенников?

 

У меня зазвонил телефон… Кто говорит?

Севастопольцы регулярно сталкиваются с обманом. Как правило, жертвами мошенников становятся пожилые люди. О том, что нельзя верить на слово совершающим «поквартирные обходы» под видом работников собеса, управляющей компании, Пенсионного фонда и прочим новоявленным котам Базилио, наша газета предупреждала не раз. Но, похоже, изобретательности мошенников нет предела. О чем, собственно, и сообщил наш очередной собеседник, проживающий в Нахимовском районе.
—Хочу предупредить севастопольцев о возможном обмане,—рассказывает Евгений Григорьевич.—Утром мне позвонили на мобильный телефон. Беру трубку, говорят:
—Здравствуйте, мы из банка! Вы вчера пользовались карточкой?
—Естественно пользовался,—отвечаю.
—Понимаете, у нас из базы исчезли ваши данные, поэтому ваша банковская карта может заблокироваться. Чтобы этого не произошло, вам нужно подойти к банкомату (назвали адрес) и перед тем, как вставить карточку, позвонить по моему телефону. Я введу ваши данные, после чего вы вставите карточку в приемник банкомата и посмотрите баланс…
Надо отдать должное Евгению Григорьевичу, на уловку мошенника он не повелся. Вместо того чтобы идти к указанному банкомату, пошел прямо в банк и рассказал обо всем девушке-оператору.
—Но, к моему большому удивлению, оператор меня даже не дослушала до конца, по сути, отмахнулась, —продолжает рассказ собеседник.—Сказала, что с моей карточкой все в порядке. И даже в голову никому не пришло проверить банкомат, который находится на улице рядом с банком. Думаю, что я был далеко не последний, кому позвонили с таким вот «разводом». Кто-нибудь из бабушек или дедушек обязательно поведется, а потом останется без денег. И кому потом за все это отвечать? Почему бы сотрудникам банка сразу, по горячим следам, не выяснить, с какой стати просят подойти именно к их банкомату по конкретному адресу? Где потом в случае обмана искать мошенников?

Узнал пин-код—и «дело в шляпе»

Остается только догадываться, каким образом мошенники хотели обмануть Евгения Григорьевича. «Фокусов» с банковскими карточками существует великое множество, но условно они делятся на несколько видов. Так, можно установить считывающие устройства на банкомат, крадущие информацию по карте. К ним относятся накладки на клавиатуру банкомата, которые запоминают нажатие клавиш (пока владелец карточки снимает средства или проверяет баланс), а также специальные конверты-ловушки, которые «съедают» карты. Эти пластиковые конверты немного больше самой карточки. Их закладывают в отверстие картоприемника. Банкомат, естественно, не может считать данные с магнитной полосы, но и возвратить карту из-за конструкции конверта также не может. В это время подходит злоумышленник и предлагает свою помощь, но для этого держателю карты необходимо совершить ряд действий, в том числе набрать пин-код. Несмотря на это, карта не возвращается. Если владелец уходит, чтобы связаться с банком-эмитентом, мошенник спокойно вынимает конверт вместе с картой. Пин-код он уже знает, и ему остается только снять средства со счета.
В картоприемник могут встраиваться не только конверты, но и специальные устройства на базе скиммеров, считывающие информацию с карточки, когда законный пользователь снимает средства. Затем мошенники изготавливают так называемые «белые карты»—кусочки пластика с магнитной полосой и нанесенной на нее украденной информацией. После этого они могут свободно пользоваться счетом настоящего владельца карты, которому в таком случае будет очень сложно доказать свою непричастность к «левым» платежам.
Кроме того, мошенники крепят у банкоматов скрытые камеры, записывающие введенные пин-коды и номера карт. Некоторые преступники подключаются к кабелю, по которому проходит информация по операциям.
Не уступает по популярности подобным технологичным устройствам и практика фишинга, когда из держателя карты обманным путем выуживаются сведения по карте. Данные о пластиковой карте получают от самого пользователя. Злоумышленники рассылают пользователям электронные письма, в которых от имени банка сообщают об изменениях, якобы производимых в системе его безопасности. При этом аферисты просят доверчивых пользователей возобновить информацию о карте, в том числе, указать номер «кредитки» и ее пин-код либо отправив ответное письмо, либо заполнив соответствующую анкету на сайте банка-эмитента. Однако ссылка, прикрепленная к письму, ведет не на ресурс банка, а на поддельный сайт, имитирующий работу настоящего.
Еще одна разновидность данного правонарушения—звонки на сотовые телефоны от «представителей» банка с просьбой погасить задолженность по кредиту. Когда гражданин сообщает, что кредита он не брал, ему предлагается уточнить данные его пластиковой карты. В дальнейшем указанная информация используется для инициирования несанкционированных денежных переводов с карточного счета пользователя.

Чего нельзя делать?

Для того чтобы уберечь свои деньги, помните: банки и платежные системы никогда не присылают писем и не звонят на телефоны своих клиентов с просьбой предоставить им данные счетов. Если такая ситуация произойдет, вас попросят приехать в банк лично.
Для того чтобы снять деньги с вашей пластиковой карты, достаточно узнать ваш номер карты и CVS (последние три цифры с обратной стороны карты). Как узнают эти данные мошенники? Да очень просто, люди сами их говорят. Для этого мошенники в основном используют три-четыре способа выуживания данных карты у своих жертв.
Например, на телефон приходит смс-сообщение о том, что вы выиграли приз, например ноутбук, и просят обратиться по обратному телефону для его получения. Когда человек звонит по этому номеру, на другом конце сотовой линии ему предлагают перевести стоимость ноутбука на его пластиковую карту, и чтобы это осуществить, им требуется номер карты и CVS. Жертва сообщает эти данные и прощается со всеми имеющимися деньгами на этой карте.
Обратите внимание, что все смс-сообщения, которые присылает вам банк, не имеют обратного телефона, а имеют лишь идентификатор, то есть в телефоне «от кого» отображается название банка.
Еще один способ обмана: на телефон приходит смс-сообщение, но только уже с содержанием, что ваша карта заблокирована, и с просьбой позвонить по обратному телефону. Тут уже жертве предлагают подойти к ближайшему терминалу или банкомату, ввести номер кассы и номер разблокировки, причем при этом выбрать своего сотового оператора.
По факту жертва выбирает сотового оператора и вводит сумму, а не номер кассы. Далее мошенник просит вставить карту и оплачивает себе сотовый телефон. Деньги на телефон переводятся в режиме онлайн, и мошенник сразу же переводит их со своего сотового на какие-нибудь электронные кошельки. Как правило, сим-карты и электронные кошельки зарегистрированы на третье лицо, и в таких случаях вернуть деньги уже нереально.

Как обезопасить себя от мошенничества?

Единственный реальный способ снизить вероятность мошенничества с пластиковой картой—это соблюдать нехитрые правила безопасности.
Во-первых, старайтесь не пользоваться банкоматами в безлюдных местах или в местах большого скопления людей. В пустынном месте при снятии денег держатель карточки становится слишком уязвимым объектом для ограбления. А в толпе нельзя быть уверенным, что никто не увидит вводимый пользователем пин-код.
Во-вторых, не позволяйте увидеть вводимый вами пин-код посторонним людям. Не стесняйтесь закрывать от посторонних клавиатуру банкомата. И по возможности не ошибайтесь при вводе пин-кода. Ведь после трех ошибочных вводов кода банкомат задержит карту.
В-третьих, проверяйте, все ли было взято из банкомата. После завершения операции у держателя должны остаться: карточка, деньги и выписка о произведенной операции. Если чего-то не хватает, а банкомат не сообщил никакой дополнительной информации, то здесь что-то не так. Вполне возможно, держатель рискует стать жертвой мошенников.
В-четвертых, всегда сохраняйте выписки по итогам операции, которые выдает банкомат. Это позволит вам вести учет расходов и контролировать списание денег со счета.
Кроме того, сотрудники банков призывают своих клиентов внимательнее относиться к своим картам: не доверять их третьим лицам, не оставлять без присмотра, не записывать пин-код в легкодоступных местах и тем более на самой карте. Обязательно оставьте образец своей подписи на обратной стороне карты сразу же после ее получения. И никогда никому не сообщайте свой пин-код. Его не вправе требовать ни работники банка, выдавшего карту, ни обслуживающий персонал банкомата.
Ни в коем случае не упускайте карту из виду, расплачиваясь в ресторанах или магазинах. А лучше попросите, чтобы карту пропустили через импринтер в вашем в присутствии. Внимательнее смотрите, что делают с вашей картой не расплачивайтесь кредиткой в сомнительных заведениях и обязательно храните у себя копии чеков. Известны случаи, когда при оплате услуг в ресторане в течение всего лишь пары минут, пока карта находилась вне поля зрения владельца, с магнитной полосы карты считывалась конфиденциальная информация о ее держателе и сумме средств на карточном счете.
Проверяйте движение денег на вашем карточном счете. Существуют строго оговоренные сроки, в течение которых держатель карточки может что-то предпринять. Особое внимание следует обратить на операции по счету, в которых использовалась карта.
И последний совет, который дают специалисты по безопасности банков своим клиентам: незамедлительно сообщайте в банк о потере или краже платежной карты. Расследовать преступление по горячим следам гораздо легче, чем если владелец вдруг опомнится через пару недель. Но для этого и сотрудники банка тоже должны проявить заинтересованность в том, чтобы их клиент не был обманут. Ведь бороться с преступниками всегда легче сообща.

 

Подготовила Елена Иванова.

 

Кстати

 

Обманывают, прикрываясь «Роспотребнадзором»

В адрес межрегионального управления «Роспотребнадзора» по Республике Крым и Севастополю продолжают поступать обращения граждан относительно получения денежных компенсаций за ранее приобретенные лекарственные средства, биологически активные добавки и иные категории товаров, сообщает пресс-служба ведомства.
Мошенники представляются сотрудниками межрегионального управления, но на самом деле не имеют к организации никакого отношения. Для получения компенсации граждан просят перечислить государственную пошлину. Если в ваш адрес поступило подобное предложение, необходимо незамедлительно сообщить об этом в органы внутренних дел, а также в межрегиональное управление по телефону +7-978-919-11-43.

Другие статьи этого номера