Анна ПОПОВА: «Кормить детей нужно хорошо и правильно»

Анна ПОПОВА:  «Кормить детей нужно хорошо и правильно»

Глава «Роспотребнадзора» в рамках ВЭФ-2019 рассказала о том, что в Госдуме рассмотрят законопроект, который введет новое определение качества продуктов и обязательность питания детей в школах, а также подтвердила, что никто не имеет права запрещать школьникам приносить с собой питание в лоточках в учебное заведение.

 

Чем кормить школьника?

—Многих родителей волнует качество школьного питания, к нему очень много нареканий. Будет ли что-то меняться?
—Безусловно, будет меняться. Эту тему мы поднимали в том числе в начале этого года. Кормить детей нужно хорошо и правильно, чтобы они выросли здоровыми и дали следующее поколение здоровых людей.
Готовятся изменения в законодательстве—есть депутатский законопроект о качественном и безопасном питании, который предполагает новое определение качества продуктов питания, обязательность питания детей в школах. У нас готов проект новых СанПиН по детскому питанию. Мы опубликовали его зимой и дорабатывали вместе с общественностью и родительским сообществом. Готов и пакет методических рекомендаций для родителей о том, как они могут проконтролировать питание.
В рамках национального проекта «Демография» наша часть затрагивает федеральный проект, который полностью посвящен здоровому питанию. В сентябре в пяти пилотных регионах (Республике Башкортостан, Московской, Омской, Саратовской и Свердловской областях) пройдет опрос родителей и детей, который поможет понять, чем питается ребенок, какие у него есть вопросы, претензии. В общей сложности мы планируем работу в 15 тысячах школ—по 3 тысячи в каждом регионе. Это совместная работа с Академией ФИЦ питания и биотехнологии (бывший Институт питания РАМН). Работой руководит академик Виктор Александрович Тутельян. Мы уверены, что полученные результаты помогут нам переориентировать всю действующую систему питания.

—Вопрос, о который сломано уже много копий: будут ли запрещать школьникам приносить с собой питание в лоточках в учебное заведение?
—Этой темы никогда не было. Была провокация, нечаянная или умышленная. О таком запрете никто никогда не говорил.

—А если школа сама проявляет такую инициативу?
—Чтобы проявить такую инициативу, школа должна полностью обеспечить детей качественным питанием. Дети имеют разную степень здоровья, есть такие, которым нужно питаться в определенные часы и определенной пищей. Как правило, школа не может такое питание предоставить, поэтому любой запрет здесь будет только во вред. Регулирование, определенные правила могут быть, но они должны быть методическими. О тотальном запрете никогда не было речи, и смысла в нем нет никакого.

—В новое здоровое школьное питание будут добавляться БАДы, микроэлементы?
—Мы стараемся сделать сейчас так, чтобы в каждом регионе были свои рекомендации и требования к меню. Если в Краснодарском крае много солнца, дети получают большое количество фруктов и овощей, то в районах Арктики, где полярная ночь, не хватает витамина D и других витаминов, должен быть другой рацион. Там нужно добавлять целый комплекс витаминов, чтобы дети были здоровыми.
Региональные особенности питания тоже надо учитывать. В ряде регионов никогда не было молока. Можно постепенно приучать, но если ребенка кормить только едой, к которой он не привык, мы результата не добьемся. Климатические особенности тоже относятся к региональным. Все это мы учитываем в проектах документов.
Не все дети в школе едят. Мы понимаем эту проблему, главная задача—решить ее. На питание тратятся бюджетные средства, деньги родителей, платится кому-то зарплата, затрачиваются усилия, а в результате ребенок не ест и целый день ходит голодным. С решением этой проблемы мы сегодня связываем все изменения, которые готовим, обсуждаем и с экспертами, и с родителями.

—Чем это объясняется? Невкусно?
—Есть несколько причин. Одна из задач работы, которую мы проводим совместно с Академией наук,—понять, почему дети не едят, и главное—нужно сделать, чтобы дети могли восполнить свои потребности в пищевых полезных веществах, выросли здоровыми и сильными. Это тоже большая проблема в школах: не буду есть кашу, куплю пирожок с повидлом или булочку. Неравноценная замена. Будем надеяться, что все вместе мы поэтапно придем к решению проблем. Мы для этого делаем многое.

Запрещать мобильники в школах смысла нет

—Еще один школьный вопрос—мобильные телефоны. Будут запрещать их в школах?
—Этот вопрос стоял очень остро, и Валентина Ивановна Матвиенко уделила ему большое внимание абсолютно справедливо. Здесь и здоровье, и успеваемость, и знания детей. Рабочая группа, которая по ее поручению была создана, включала экспертов, ученых и практиков «Роспотребнадзора», «Рособрнадзора», Академии образования и Министерства просвещения. Вместе мы приняли решение, что сегодня это должны быть методические рекомендации, в которых прописано, как можно отрегулировать использование телефонов. При этом вместе с родительским сообществом пришли к общему мнению, что запрещать мобильные телефоны сегодня оснований и смысла нет.
В течение года мы предлагаем школам совместно с родительским сообществом самостоятельно определиться, использовать или нет методические рекомендации. «Роспотребнадзор» изучит результаты в части здоровья, «Рособрнадзор»—в части успеваемости в школах, где используются и не используются телефоны.
По итогам 2019/2020 учебного года мы изучим промежуточные результаты, чтобы понять, насколько оправданной является форма методических рекомендаций и нужно ли что-то менять. В разных странах регулирование выглядит по-разному. Есть страны, которые абсолютно не допускают мобильных телефонов в школе, есть страны, которые совсем не регулируют наличие телефона, но тема актуальная.

 

(По материалам «Известий»).

Другие статьи этого номера