За 9 месяцев 2019 г. выплаты по жизни и здоровью составили 5% от общей суммы выплат по ОСАГО. Увеличение страховой суммы в 4 раза приведет к соответствующему росту выплат по жизни и здоровью. А общая сумма выплат по ОСАГО увеличится на 15%, сообщил исполнительный директор Российского союза автостраховщиков Евгений Уфимцев.
В настоящее время законопроект об индивидуализации тарифов по ОСАГО включает в себя три основных нововведения:
1) увеличение страховой суммы за причиненный вред жизни или здоровью с 500 тысяч рублей до 2 миллионов рублей за каждого потерпевшего;
2) отмена территориального коэффициента;
3) отмена коэффициента мощности автомобиля.
Что касается средневзвешенного территориального коэффициента, то на сегодняшний день он составляет 1,28, средневзвешенный коэффициент мощности автомобиля—1,25. В связи с отменой данных коэффициентов в законопроекте предусмотрена возможность установления страховщиком значений базовых ставок тарифов в размерах, меньших, чем минимальное значение базовой ставки, и больших, чем максимальное значение базовой ставки, соответственно установленных Банком России. Установление максимального отклонения в 40 и 30% вряд ли позволит компенсировать отмену коэффициентов и увеличение страховой суммы по жизни и здоровью.
Расширение тарифного коридора уже увеличило конкуренцию между страховщиками, в результате которой средняя цена ОСАГО снизилась на 5-6%. Отмена же указанных коэффициентов направлена на уход от позиции, что на одной и той же территории устанавливается одинаковый базовый тариф, как и на автомобили с одинаковой мощностью.
Данный законопроект направлен на разработку индивидуальных тарифов, которые будут направлены на экономическое стимулирование водителей к соблюдению ПДД. Таким образом, использование телематических устройств в транспортных средствах направлено на установление справедливой стоимости полиса ОСАГО, фиксирующее характер вождения, и будет использоваться для применения понижающего коэффициента. Вместе с тем законопроект не обязывает страхователя к установке данного устройства, подчеркнул Евгений Уфимцев.
Кстати, с 29 октября вступили в силу поправки в закон об ОСАГО. Как прокомментировал президент РСА Игорь Юргенс, новые нормы закона как аккумулируют ряд уже установившихся практик, так и содержат принципиальные нововведения. В частности, фактически внесение недостоверных сведений в полис ОСАГО приравнено к его отсутствию.
Так, в случае представления недостоверных сведений не только по электронным полисам ОСАГО, но и по бумажным договорам, если это повлекло необоснованное уменьшение премии, страховщик получает право регрессного требования. Это означает, что страховщик возместит вред пострадавшему, но после этого взыщет размер убытка с виновника ДТП.
«Мы провели масштабный эксперимент по проверке полисов ОСАГО с помощью камер на дорогах. Он показал, что половина обратившихся в союз получателей «писем счастья» об отсутствии страховки не знали, что ездят с поддельным полисом ОСАГО. Дальнейший разбор ситуации показал, что в ряде полисов содержатся недостоверные данные о транспортном средстве или регионе, которые приводят к занижению цены полиса. Мы создаем в новой информационной системе ОСАГО барьер для подобного рода мошеннических действий, но также хотели бы предупредить автовладельцев о риске езды с такими полисами: экономия одной-двух тысяч рублей на этапе покупки полиса за счет внесения в него недостоверных данных может обернуться убытком для них на сотни тысяч рублей»,—прокомментировал И. Юргенс.
Президент РСА рекомендовал проверить свои полисы через сервисы, доступные на официальном сайте союза, либо обратиться к своему страховщику. И. Юргенс также разъяснил, что право регресса добавлено еще для ряда ситуаций, в частности: за отказ от медосвидетельствования; за употребление алкогольных, наркотических, психотропных веществ после ДТП.
Другие изменения в законе:
1. Перечень документов, представляемых владельцем ТС, скорректирован:
—вместо свидетельства о госрегистрации ЮЛ представляется выписка из ЕГРЮЛ;
—в отношении ТС представляется СТС либо свидетельство о регистрации машины, если ТС или самоходная машина зарегистрирована, либо ПТС или ПСМ при заключении договора ОСАГО до госрегистрации;
—перечень документов дополнен удостоверением тракториста-машиниста, временным удостоверением на право управления самоходными машинами (аналог водительского удостоверения для самоходных машин);
—дополнен свидетельством о прохождении ТО тракторов и самоходных машин;
—дополнен документом, подтверждающим право собственности (до регистрации ТС)/владения (аренды) ТС.
2. Если владелец ТС представил ненадлежаще оформленное заявление и (или) неполный комплект документов, страховщик в день обращения сообщает ему об этом.
3. РСА присваивает договору ОСАГО уникальный номер.
4. Конкретизировано, что электронный договор ОСАГО заключается с владельцем ТС (а не просто «с лицом»).
5. Если при заключении электронного договора ОСАГО выявлена недостоверность сведений, то на сайте страховщика не предоставляется возможность оплаты премии, страховщик сообщает о необходимости корректировки заявления.
6. Исключается норма о выдаче страховщиком страхователю электронного договора ОСАГО на БСО, он может быть распечатан страхователем просто на бумаге.
Электронный полис ОСАГО может быть представлен для проверки как на бумаге, так и в виде электронного документа (изменения в ПДД пока не внесены).
Подготовил Сергей КОШКИН.