Заявляй и жалуйся!

Что делать, если  не получен ответ на обращение

Система государственного управления громоздка и неповоротлива. В этом часто приходится убеждаться на собственной шкуре. Для решения простейшей бытовой проблемы иногда надо собрать столько бестолковых бумажек и справок, что голова идёт кругом. При этом нет никакой гарантии, что ваш вопрос будет решён, ведь чиновник—человек и работать ему лень. Вот и получается подчас, что вместо выполнения своих обязанностей он занимается отписками. «Крымская правда» выяснила, как правильно подавать официальные обращения и что делать, если госслужащий не желает работать.

 

Как заставить чиновника работать

Виктория Стрюкова стала председателем многоквартирного дома в 2015 году. С тех пор она прошла нелёгкий путь от растерянной просительницы до опытного управленца, умеющего общаться с чиновниками на их языке.
—На первых порах было тяжело. Каждый раз, заходя в кабинет чиновника, я чувствовала себя должной, как будто мне делают какое-то одолжение. Это, наверное, было заметно со стороны, и дела не ладились: приходилось слушать отговорки и получать отписки. Потом я начала вникать в устройство этой бюрократической системы, и в какой-то момент снизошло озарение: это не я им должна, а они мне,—делится опытом Виктория.—Требовать от государственных служащих выполнения своих должностных обязанностей—моё конституционное право, и те, кто считает иначе, рискуют поплатиться своим креслом.
Общаться с чиновниками ей, как и всем остальным гражданам, приходится посредством письменных обращений и лично в приёмные часы. При этом совершенно неважно, в какое ведомство или организацию направляются обращения. Процедура их рассмотрения одинакова и регламентируется федеральным законом от 2.05.2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Предлагай, заявляй, жалуйся

По закону все обращения граждан делятся на три вида: предложение, заявление и жалоба.
—По своему опыту могу сказать, что рекомендации по улучшению работы госорганов всерьёз никто не воспринимает. Я неоднократно обращалась и в горадминистрацию, и в управляющую компанию с рацпредложениями, которые позволили бы эффективней управлять общедомовым имуществом, но получала лишь формальные ответы. Дальше дело не шло. Впрочем, предложения доводится вносить достаточно редко. Куда чаще приходится писать заявления и жалобы. У меня уже есть заготовленные шаблоны на все случаи жизни,—рассказывает наш эксперт. Заявление—это, по большому счёту, просьба, которую чиновник должен удовлетворить.
Если делать этого он не стал, не смог объяснить причину своего бездействия или нахамил, пишите жалобу. Этот документ должен содержать просьбу о восстановлении или защите нарушенных прав, свобод или законных интересов.

Как писать?

В обращении или жалобе вам необходимо указать свои Ф.И.О., точный адрес места жительства с почтовым индексом, контактный телефон и кратко изложить суть вопроса, при этом желательно, чтобы его объём не превышал одного листа.
Если обращение коллективное, то в нём необходимо указать, кому из подписавших обращение граждан следует направить ответ, сообщив его адрес и контактный телефон.
Писать текст желательно разборчивым почерком, а лучше напечатать на компьютере, чтобы чиновник не смог воспользоваться данным ему правом и отказать в рассмотрении обращения, которое «не поддаётся прочтению».

Как передать?

Письменное обращение может быть отправлено почтой, в том числе электронной, передано через канцелярию (экспедицию) или вручено должностному лицу на личном приёме. Обращение должно быть обязательно зарегистрировано в течение трёх дней с момента поступления.

Сколько ждать ответа?

Поступившее обращение должны рассмотреть обязательно и, конечно же, совершенно бесплатно. Закон даёт на это 30 дней (со дня регистрации). В исключительных случаях этот срок может быть продлён, но не более чем ещё на 30 дней. О продлении срока гражданина, направившего обращение, должны уведомить письменно.

Если не ответили в срок

Часто бывает, что чиновники не дают ответов на ваши вопросы или, дотянув до последнего, перенаправляют обращение «вниз». В таких случаях вы можете либо выслать повторное обращение, либо обратиться в прокуратуру в связи с нарушением 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Прокуратура вправе возбудить дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.59 КоАП РФ, в отношении должностных лиц и привлечь виновных сотрудников к дисциплинарной ответственности.

Если ничего непонятно

Случается и такое, что из полученного ответа нельзя даже понять, о чём в письме идёт речь. Например, вам пишут: «По вашему обращению проведена проверка, ваше мнение учтено». Так дело не пойдёт.
Федеральный закон гласит, что при рассмотрении жалоб даётся ответ по существу поставленных в обращении вопросов.
Подобные отписки можно смело квалифицировать как административное правонарушение, предусмотренное ст. 5.59 КоАП: «Нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращений граждан должностными лицами государственных органов и органов местного самоуправления…» Так что смело пишите заявление в прокуратуру и добивайтесь защиты своих прав.

Вам нахамили?

Хамство в чиновничьих кабинетах—явление распространённое. Между тем никто не давал чиновникам права грубить или хамить гражданину. Это прямое нарушение этики и этикета государственного служащего. За такое нарушение, согласно ст. 10 ФЗ РФ от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации», можно лишиться работы.
В общем, не стоит тушеваться. Если вас окатили щедрым потоком брани, постарайтесь получить как можно более точную информацию о лице, которое с вами так общается, по возможности заручиться вещественными доказательствами инцидента и отправляйте жалобу в прокуратуру.

Когда могут отказать:

—если в обращении гражданин не сообщил данные о себе (фамилию, имя, отчество) и о своём месте жительства;
—если гражданин в своём обращении пытается обжаловать решение, вынесенное судом, такая жалоба будет возвращена с формальной отпиской, в которой ему сообщат о порядке и правилах обжалования судебного решения;
—если письменное обращение будет содержать нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи;
—если текст письменного обращения не поддаётся прочтению, о чём в течение семи дней со дня регистрации обращения должны будут сообщить гражданину, но только в случае, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению;
—если в обращении содержатся вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа или должностного лица.

Другие статьи этого номера