Опасное соседство: тайный и явный вред автопокрышек

МЧС. Итоги января...

Если убрать с улиц все автомобили, уровень загрязнения крупных городов уменьшится в 10-20 раз. Но главный виновник вредных выбросов—это даже не выхлопные газы, а обычные покрышки. Из-за трения об асфальт они создают сотни тонн токсичной пыли, отравляющей все вокруг. И даже отслужив свой срок, автошины не становятся безопасными.

 

Особое место для токсичного мусора

Время полного разложения авторезины—120-140 лет. С каждым годом негативное влияние на экологию только усиливается. Среди доказанных последствий загрязнения продуктами разложения авторезины: риск возникновения онкологии, аллергические реакции, хронические заболевания дыхательной системы и даже генетические мутации. Причем все негативные процессы не изучены до сих пор.
Автомобильные покрышки относятся к IV классу опасности. Собирать и обрабатывать отходы этого класса могут только компании со специальной лицензией. Многие экологи считают, что класс опасности для автошин должен быть выше, но и сейчас все покрышки должны быть либо переработаны, либо утилизированы на специальных полигонах. В Севастополе есть, по крайней мере, одно предприятие, перерабатывающее автошины. При стоимости утилизации пять рублей за килограмм цена за комплект для легкового автомобиля не превысит 150 руб. То есть как для юридических лиц, так и для частников проблем в утилизации покрышек нет.
Однако есть огромное количество автопокрышек, которые никто даже и не пытается утилизировать. Почти все дворы города (по крайней мере, построенные в СССР) просто утыканы невероятным количеством автомобильных шин. Этот элемент спонтанного благоустройства территорий настолько слился с пейзажем, что воспринимается так же, как можжевельник или юкка садовая, растущая на клумбе, сделанной из колеса какого-то советского грузовика.

 

Вот такие гуси-лебеди

В управляющей компании Гагаринского района нам рассказали, что за все время не было ни одного обращения жильцов с просьбой убрать со двора автошины и утилизировать их. Наоборот, их пытаются облагородить, покрасить, сделать более приятными глазу.
Сегодня многие дворы украшают до сотни и более покрышек, выполняющих роль клумб, изгородей, каких-то декоративных скульптур. Из покрышек делают лебедей, улиток, декоративные сооружения, в общем, все, на что хватит фантазии. Нередко колесами украшены детские площадки не только во дворах, но и в детских садах. Единственное достоинство этого элемента декора (кроме сомнительной эстетики)—относительная безопасность для детей (на них не страшно упасть).
Есть закон № 89-ФЗ, запрещающий утилизацию покрышек где-либо, кроме спецполигонов. А значит, вопрос избавления от сомнительного декора рано или поздно будет поставлен ребром. Вкопанная в землю и отслужившая свое автомобильная «обувь» для закона—это несанкционированная свалка опасных отходов, будь то лебедь или клумба.
В дополнение отметим, что покрышка может стать домом для опасных грызунов, сколопендр, а иногда даже для змей.

 

Субботник откладывается

На предприятии по переработке шин нам рассказали, что стоимость утилизации всех шин во дворах в среднем может обойтись в 2,5-3 тысячи рублей (это из расчета 100 покрышек), к этому необходимо добавить транспортные расходы—1-2 мусоровоза. То есть сумма вполне доступная для жильцов одного дома. Но все ли так просто?
Сотня покрышек, выкорчеванных из земли,—это как минимум сто ям, с которыми нужно будет что-то делать. Получается, что очистить двор от покрышек можно только одновременно с масштабным благоустройством. Кто за это будет платить?
В управляющей компании Гагаринского района нам объяснили, что инициатива полностью лежит на жильцах дома: «Если квартиросъемщики захотят очистить двор от автомобильной резины, им необходимо провести собрание собственников и принять решение, в котором будут перечислены необходимые виды работ. Опять же все услуги по извлечению из земли и утилизации покрышек мы сможем осуществить только с дополнительной оплатой, так как в договорах подобная услуга не предусмотрена».
В УК нам пояснили, что при проведении благоустройства компания-подрядчик выкапывает и утилизирует весь мусор, который находится в пределах стройплощадки. Однако это касается только той части двора, на которой устанавливается спортивная или детская площадка.
В теории проблему можно было бы решить дворовым субботником, но даже в этом случае благоустройство требует и материальной части—в виде клумб, скульптур, оград. То есть без дополнительного финансирования обойтись сложно.

 

Что в остатке?

Проблема есть, но нет понятного ее решения. Для того чтобы провести простенькую работу себестоимостью всего 10-15 тыс. руб., необходимо одобрение большинства собственников жилья, что само по себе маловероятно. Зачем? Ведь опасность этих колес для большинства из нас—просто миф. Кому они мешают?
Правовая сторона вопроса также пока остается за скобками. В принципе, природоохранная прокуратура могла бы просто выписать предписания на очистку дворов. Но правильнее было бы сделать такую уборку более полезной и выгодной для жильцов, субсидировав, например, благоустройство «освобожденных» от токсичного мусора дворов.

 

Валерий НЕК.

Фото В. Докина.

Другие статьи этого номера